За время моей работы, как фрилансера, я слышал много уговоров и вот решил их записать в одном месте, чтобы Вы не попадались на эти «удочки». Итак: 1. «Мой программист делает дешевле» Заказчик говорит Вам — «мой программист сделает это намного дешевле, просто он сейчас очень занят другими проектами». Скорее всего, что никакого программиста нет на самом деле, просто заказчик хочет на Вас сэкономить, получив то, что ему нужно и заплатив, как можно меньше. А если этот «мифический» программист и существует, то скорее всего он не занят, а не хочет больше работать с данным «жадным» заказчиком — цель которого «меньше заплатить — больше получить». 2. «Кроме Вас мне еще поступили предложения от N реализаторов — у них значительно дешевле» Напрашивается вопрос — если они предлагают дешевле — почему же он (заказчик) не заказывает у них. Ответ тут состоит в том, что заказчику больше нравится Ваше портфолио, а не тех самых, что предложили. Но он (заказчик) — жадный или у него не хватает денег и поэтому он хочет именно такое качество, как у Вас, но по цене тех N, что предложили. 3. «Давайте мы сделаем эту работу дешевле, а потом я Вам буду давать постоянно работу и за другие деньги» Это все сладкие обещания. На самом деле, если у клиента нет сейчас денег, чтобы платить Вам больше — они и не появятся дальше. Скорее всего клиент хочет сделать задешево работу, мотивируя Вас «будущими проектами», в результате Вы ее сделаете лучше, чем обычно, ведь Вам «пообещали». А заказчик, получив работу — просто изчезнет — и плакали Ваши «будущие проекты». Предлагайте заказчикам работать по своей цене — а в дальнейшем предлагайте скидку, как за оптовые заказы. 4. «У меня есть отличный план, как сделать прибыльный проект — я Вам заплачу, когда мы его реализуем» Если у человека есть хороший план — он всегда найдет спонсоров или людей со своего города, которые сделают ему работу, если уж он настолько уверен в прибыльности проекта. Однако такие люди очень часто ищут «работников» через интернет — ведь это ни к чему не обязывает — да и в случае чего Вы ничего не сможете доказать. 5. «Наш бюджет намного меньше, чем Вы просите» Это очередной трюк с давлением на жалость, расчитанный на то, что Вы человек, который идет на уступки. Не доверяйте этим словам! Кем бы ни был заказчик — бюджет всегда можно увеличить (конечно при условии, что цена, что Вы назвали и та, что называет заказчик не разнятся в порядках), на моем опыте не раз были проекты, в которых заявленная цена была в 3 раза ниже той, что вышла в результате работы. Хотя заказчик долго твердил про то, что «денег больше нет, стопудофф». 6. «Я представитель компании Х» Таким заявлением заказчик старается поставить Вас на колени перед ним, чтобы Вы пытались угодить всячески ему, ради того, чтобы пополнить свое портфолио работой для компании «Х». Не спешите доверять словам — попросите пару минут и спросите ФИО заказчика — поищите в интернете контакты данной компании и позвоните в нее. Если Вам подтвердят, что такой человек действительно работает в этой компании — то предлагайте заключить контракт — это свяжет «хотелку» заказчика, если Вы его правильно составите и не заставит Вас тратить лишние силы при уменьшении оплаты. 7. «Я Вам заплачу 20% от стоимости работы, а после создания проекта — остальную сумму Вы получите рекламой на нашем проекте» Запомните — нет никакой гарантии, что проект будет успешен и Вы сможете хоть как-то отбить Ваши затраты по работе, не говоря уже о прибыли. А размещение рекламы на пустом ресурсе — совсем не дает возможности Вам получить отдачу от работы. Естественно заказчик начнет Вам говорить, что «сейчас денег нет на раскрутку» и прочую ерунду. На самом деле он просто на Вас сэкономил. 8. «Проект некоммерческий, бюджета нет. Но ты ведь готов поработать на портфолио? Дальше у нас есть куча коммерческих проектов» Если Вы начинающий фрилансер — это неплохая альтернатива, если нет портфолио. Однако, если Вы уже имеете в запасе много работ, то зачем Вам тратить свое время на бесплатный проект со сладкими «завтраками»? Скорее всего это очередной способ сэкономить денег. 9. «Я верю, что ты профессионал (дальше идет 2К текста про то, какой ты хороший). Я тебя прошу — у меня больные родственники, сделай это подешевле, умоляю» Очередное желание «уломать». 10. «Ты что? Таких цен же нет! Давай ты сделаешь на N% дешевле, если у тебя будет хорошо получаться — я оплачу больше» Скорее всего ничего дополнительно не оплатится, заказчик либо не имеет столько денег, но хочет хорошее качество, как у Вас, либо пытается экономить. Внимание! Из всех этих уловок — бывают исключения, поэтому внимательно читайте то, что Вам предлагают и анализируйте и только тогда принимайте решение. |
И еще 10:
[spoiler]
Для тех, кто хочет попробовать свои силы в качестве фрилансера (неважно, в какой стезе - копирайтер, художник, дизайнер...) Этот чудесный список я нашёл на reddit.com. Фразы, перечисленные в нём, всем хорошо известны, но вообще - стоит распечатать этот список и повесить на стенку. Top 10 лживых фраз, которые говорят наивным фрилансерам 1. "Сделай это дёшево (или бесплатно) - и в следующий раз мы заплатим больше". 2. "У нас правило - платить только когда мы видим готовый продукт". 3. "Сделай это для нас - и ты получишь всё! Заказы просто посыплются на твою голову!" 4. Глядя на проект/концепцию: "Ну, мы пока не уверены, что ты нам подходишь, так что пока оставь свой материал у меня, чтобы я мог переговорить об этом с партнёром / инвестором / женой / духовным наставником". 5. "Ну, мы ничего не отменяем, просто откладываем. Будь на связи, мы продолжим через месяц-два". 6. "Контракт? Зачем нам эти гнусные бумажки! Разве мы не друзья?" 7. "Пришли мне счёт, когда работа будет опубликована / размещена". 8. "Предыдущий парень сделал это за ХХХ баксов". 9. "У нас бюджет - ХХХ баксов, стопудофф". 10. "У нас - финансовые проблемы. Давай мы немного подзаработаем - и заплатим, окей?" Просто будьте готовы вежливо ответить на эти возможные "аргументы" - и Ваш фриланс-опыт будет гораздо более удачным! |
и еще интересное наблюдение:
Я более 4 лет работаю фрилансером и имею опыт общения с различными заказчиками, опыт разработки различных проектов. Свой опыт я постарался обобщить, создав небольшую памятку, а вернее «стоп-лист», которым теперь пользуюсь для раннего отсева заказчиков, работа с которыми не приносит ни радости, ни выгоды. Мне он помогает экономить время и нервы. Надеюсь, он будет полезен и вам, если вы фрилансер. Он также может быть полезен начинающим заказчикам. Публикую его здесь с небольшими комментариями к каждому пункту. «Стоп-лист» содержит негативные признаки заказчика. Пожалуйста, обратите внимание, что совпадение 1-2 пунктов может оказаться случайностью. При совпадении 3 и более пунктов я отказываюсь работать с заказчиком. Все изложенное является моими соображениями, а не истиной в последней инстанции. Буду рад обсудить или скорректировать/расширить этот список. «Стоп-лист» при выборе Заказчика: 1. В названии проекта содержатся уменьшительные степени — «сделать небольшую доработочку», «создать простой сайтик», «несложная задача» и т.д. Комментарий: заказчик изначально занижает значимость этого проекта, он как-будто «боится» привлечь внимание профессионала, обычно это означает низкую стоимость работы. 2. В названии и описании проекта нечеткие формулировки задания, полного задания на разработку нет, заказчик не стремится его создавать. Комментарий: заказчик поторопился с началом разработки. Чаще всего это не один человек и когда проект будет почти готов, появятся изменения, которые потребуют большой переделки. Вы потратите больше времени, чем расчитывали. 3. Задача сводится к созданию «клона», «аналога», «точной копии» какого-то сайта. Комментарий: почти то же, что пункт 2. Заказчик уверен, что «небольшие» изменения, когда точная копия будет готова, не потребуют больших ваших трудозатрат. В большинстве случаев это не так. 4. Контакты заказчика состоят из никнейма и аськи, дата регистрации менее чем полгода назад. Комментарий: заказчик скрывается, в лучшем случае, он скрывается от спама. Бывают исключения. 5. Заказчик тянет время, не торопится обсуждать проект. К примеру, после Вашего отклика он просит связаться с ним «по аське завтра вечером», а не просит прислать информацию на e-mail. Комментарий: «хороший» заказчик всегда хочет получить результат быстрее и это нормально. Если заказчик сильно загружен и не может спланировать свою работу по этому проекту, скорее всего ничем хорошим для Вас это не закончится. 6. Заказчик подменяет описанный проект другим — например, «нам нужен интернет-магазин за 150 000 рублей и Вы нам понравились, но у нас есть более срочный проект на 5 000 рублей». Комментарий: в большинстве случаев, 150 000 рублей это «морковка» перед носом. Вы стараетесь ее достать и при этом везете большую тележку и терпите кнут погонщика. 7. Проект находится в стадии «обсуждения», «утверждения», «решения о бюджете» и т.д. Комментарий: на самом деле это означает, что заказчик не знает, будет ли этот проект начат или нет. Вы можете пообщаться с заказчиком, проконсультировать его — это хорошая практика, но не ждите от него денег. 8. Объявление о проекте содержит орфографические или стилистические ошибки. Комментарий: случайные орфографические ошибки бывают у всех. Если они есть в объявлении, это может говорить о невнимательности заказчика. Намеренные орфографические ошибки говорят, видимо, о стремлении привлечь к разработке «себеподобных» студентов или о низком уровне культуры заказчика. Хуже, если ошибки стилистические — считается, что человек излагает свои мысли письменно так же, как выстраивает их в голове. Стилистические ошибки могут говорить о сумбурности в мыслях заказчика, о его неспособности к четкой формулировке задания и к четким договоренностям. Бывают исключения, но очень редко. |
А еще ролик:
Пусть все в одном месте лежит.
От себя еще добавлю:
11. "Сделай это нам. А потом сможешь продавать это решение и дополнительно заработать."
Совершенно не факт, что будет продаваться потом. Может битрикс на следующей недели выпустит тоже самое и оно бесплатно у всех появится?
Или.
"Ну мы же оба понимаем, что у вас уже наверняка есть готовые решения на этот случай."
Совершенно не факт, что есть именно то что нужно.
12. "Вы это будите делать первый раз, почему мы должны платить за то, что вы учитесь на нас?"
Потому что ИТ это не гончарное ремесло, в нашем случае нельзя научиться один раз и потом всю жизнь лепить горшки. Мы учимся постоянно, каждый день и берем за это деньги с заказчиков.