Есть некий фрилансер и есть заказчик, с которым данный фриласер работал около двух лет. Изредка выполняет задачи по сайту. В один прекрасный день владелец сайта заходит в панель управления вдс и переустанавливает операционку случайно. Естественно удаляет вообще весь сайт. Фрилансер неделю его восстанавливает и по прошествии недели заказчик просит скидку на работу, аргументируя это тем, что фрилансер должен был делать бэкапы в нескольких местах. Поставьте пожалуйста галочку в форме ниже, должен ли фрилансер заплатить штраф (уменьшисть стоимость работ, предоставить скидку)
Задача по бэкапам была давно - звучала как "делать бэкапы". По мнению заказчика само слово бэкап подразумевает то, что он делается в нескольких местах и проверять эту задачу не нужно и так все ясно. Фрилансер же считает, что он не технический директор, не человек заинтересованный в работе сайта, а просто человек, который делает задачи. В данном случае он не проявил инициативы и все.
"В один прекрасный день владелец сайта заходит в панель управления вдс и переустанавливает операционку случайно."
Если я не ошибаюсь, любой нормальный хостинг-провайдер при подобной операции запросит минимум одно, а то и два подтверждения. В силу этого хочется уточнить два вопроса: - При чем тут слово "случайно"? - Зачем вообще владелец сайта полез именно в управление сервером, а не в условную статистику?
Если учитывать отсутствие бэкапов - то имеет место быть обоюдный косяк, а значит и обоюдная ответственность. Следовательно, о скидке в 50% речь точно не может идти, потому что такой размер скидки - это ответственность одного человека.
В общем вопрос закрыт, всем откликнувшимся спасибо. Заказчик никаких аргументов не слышит, а когда с помощью логики загоняется в угол, выпутывается фразой вроде "ну и пусть, зато у нас не было бэкапов".
О комментариях в коде. Часто работаю с чужим кодом и вижу много попыток разработчиков комментировать код. Вещи довольно очевидные, но вижу их постоянно. Буквально только что наткнулся на очередной перл и меня "прорвало", захотелось высказаться. Комментирование кода - крайне необходимо, но чтобы это грамотно делать, нужно хорошо знать свой код и понимать места, которые вызывают трудность понимания. Разработчик, который будет смотреть ваш код - не дурак, и не нужно оставлять комментарии вроде
// Soap-подключение к сервису $this->SOAP_CLIENT = new SoapClient('https://' . $host);
или
catch (Exception $ex) { //ошибка в работе }
Мы все прекрасно знакомы с SoapClient и знаем как работают исключения, не нужно для этого оставлять дополнительные комментарии. Комментарии нужно писать там, где из названия функций, переменных и действий над ними не ясна суть происходящего (именно суть, далее опишу, что имею ввиду). Например:
if ($sales == 0) $sales = 0.1;
Все прекрасно понимают, что тут происходит, но зачем это делается (суть) не ясно вовсе. И такой код нужно снабдить комментарием вроде: в учетной системе не могут быть нулевые значения (такова специфика бизнеса), поэтому запишем любое небольшое значение не больше 1 рубля.
Кроме как в виде комментария данную особенность не отразить никак, но в основном комментировать код (упрощать его понимание) можно просто грамотно называя методы и переменные.
for($i=2;$i<=$n;$i++) $r *= $i;
Этот кусок кода НУЖНО обернуть в функцию, название которого отражает назначение кода.
Друзья, решил вести свой канал на ютубе, чтобы нести грамотность в вопросах разработки на 1с битрикс в массы клиентские. Цель канала - рассказать о том, как правильно работать с битрикс, как с минимальными затратами получить хороший сайт. Начал издалека. Вот первое пробное видео https://www.youtube.com/watch?v=1P4rw_Nocfs
Пишите пожалуйста в комментариях, о чем лучше всего рассказывать в своих видео. Также буду рад любой критике, кроме очевидной)
Этот пост – размышления о том, как заказчику оценить качество выполненной работы по сайту. Сайт – продукт, качество которого по внешнему виду оценить нельзя. Вам могут построить красивый дом, и через месяц окажется, что в нем холодно, потому что стены слишком тонкие. Вы плечом заденете обои и они порвутся, чуть сильнее дернете дверь и она слетит с петель. Конечно, уважающие себя фирмы так делать не будут, но вас всегда могут выставить дураком, и еще в ТЗ ткнут, мол сами так хотели. Нужно понимать, что в любом деле, не только в веб разработке, все ищут свою выгоду и каждый сам за себя. Заказчики хотят, чтобы было как можно лучше и как можно дешевле и им не интересно, как это сделает разработчик. Разработчик работает, чтобы заработать денег, или получить самоудовлетворение, делая хороший продукт и никак не для того, чтобы порадовать заказчика. Нужно быть готовым, что вам в лицо улыбаются и врут, потому что так выгодно. И как же понять, насколько качественную работу вам сделали? Правильный ответ – никак. Например, есть фирма ООО ХорошаяВебРазработка. Вы заказали у нее сайт, написали ТЗ, заплатили денег и ждете результата. Как рассчитало бюджет ООО ХорошаяВебРазработка? Очень просто, посчитали, что сайт будут делать два разработчика и менеджер в течение месяца. Сложили их зарплаты, накинули прибыль фирмы и заложили немного рисков. И вот в процессе разработки оказывается, что вместо запланированного часа разработчик провозился два дня. Тут провозились дольше, значит в другой части дома стены сделают тоньше и сэкономят кирпич, вот и все. И вы получите дом, снаружи выглядящий, как в проекте, но с тонкими стенами с северной стороны. Конечно, риск потерять репутацию, может оказаться дороже денег, но мы будем рассматривать худший случай. И как быть заказчику, если ему говорят – тут мы потратили больше времени, чем планировалось. Верить или подумать, что тут работают дилетанты? Какой из всего этого напрашивается вывод? Если вы не умеете разбираться в людях, не можете понять, что за человек перед вами сидит, вам и сайт плохой сделают и дом. Любая работа - это столкновение интересов. Если заказчик хитрее, умнее, жестче исполнителя - он получит то, что хотел, а исполнитель останется недовольным и будет работать за копейки. Если наоборот, исполнитель заплатит деньги ни за что.
Иванов Павел, я и не говорил, что ТЗ спасёт заказчика от некачественной работы. Я лишь попытался привлечь ваше внимание к проблеме аналогий, которые здесь неуместны. Обсуждать этот вопрос я так же смысла не вижу - каждый останется при своём мнении. Всё.
Задойный Алексей, я так и не понял вашей точки зрения. То есть вы не имеете никакого мнения по поводу оценки качества работы, просто решили обсудить проблему неуместных аналогий?))
Иванов Павел, я имею мнение, которое не вижу смысла высказывать в заведомо холиварной теме. В том числе из-за заведомо ошибочного аргументирования за счёт некорректных аналогий. Это вовсе не значит, что я не согласен с вашими выводами (полностью или частично).
Группы на сайте создаются не только сотрудниками «1С-Битрикс», но и партнерами компании. Поэтому мнения участников групп могут не совпадать с позицией компании «1С-Битрикс».