На партнерскую конференцию меня пригласили в качестве эксперта на секцию «Организация эффективного производства сайтов на базе 1С-Битрикс». Я приехал на конференцию только на второй день, о нем и буду писать. Как всегда, мои заметки не претендуют на объективность. Я делюсь своими впечатлениями. А они субъективные по определению. На конференцию вместе со мной поехал мой клиент Вячеслав, который занимается вывозом мусора, снега и т.д. Фотографий у меня нет. Как появятся, проиллюстрирую.
Организация
Мероприятие было организовано на очень высоком уровне. Все четко, сразу видно, что у компании большой опыт проведения подобных мероприятий. Но я буду не я, если не отмечу пару моментов.
Начну сразу с секции, в которой я был экспертом
Раз секция называлась «организация эффективного производства сайтов», я предполагал, что речь будет идти именно об этом. Но в итоге мы обсуждали, столько стоит прототип, варианты предоплаты и т.д. Про то, как реально устроено производство, почти никто ничего не узнал, и почему оно эффективное - тем более. Мне кажется, все дело в количестве экспертов и зрителей. Было 6 экспертов, которых условно поделили на 2 части – премиальный сегмент отечественного сайтостроения, щедро сдобренный московским пафосом, и компании, специализирующиеся на недорогих разработках.
В итоге, на каждый вопрос зал получал 6 вариантов ответов. Хотя, грубо говоря, их могло быть в 2-3 раза меньше, но они могли быть более развернутыми. Достаточно было по 2 человека из каждого сегмента.
В итоге дискуссионная панель дискуссионной так и не стала. Эксперты очень долго и многословно формулировали свои ответы, и организаторы были вынуждены их прерывать. Что я бы сделал на будущее. Разбил зал на 3-4 зоны. В каждой зоне четко определил бы тему дискуссии. Например, «построение отдела продаж», «организация производства», «как нагнать побольше пафоса, чтобы продать сайт банку» и т.д. Это должны быть небольшие группы, где эксперты могут более подробно рассказать о своем опыте, где есть возможность реально подискутировать.
А так какой-то митинг получился, где экспертам со сцены нужно говорить короткими пулеметными очередями, иначе половина зала уснет и упадет со стула. Представители фастфудного сайтопроизводства научились быстро и четко формулировать свои мысли, а вот представители сайтов за миллион - не очень.
Кстати, про сон. Под конец была секция про диверсификацию. Эта тема, на мой взгляд, была лишней. Вспомним цифры, которые были в самом начале второго дня. Я их не очень помню, но речь шла о том, что большинство (70-80%) студий имеют обороты до 2-х миллионов в год. Это меньше 200 тысяч в месяц. О какой диверсификации мы говорим, если большинство студий находится на грани выживания. Им наоборот нужен фокус, а не размазывание усилий. Диверсификация - это круто, но сначала нужно выжить, накопить жирок и думать, куда вкладывать бабло. Это Битриксу нужна диверсификация, QSoftу, Defa и другим, кому есть чего диверсифицировать.
Кстати, поговорим о сайтах за миллион и выше.
На обратном пути мой клиент Вячеслав спросил меня: “Нияз, а вот на конференции говорили, что сайты могут стоить 3-5 миллионов рублей. Слушай, а ты сам такие видел? Можешь рассказать мне, что это такое”. Я смеялся на весь вагон метро. Слава думал, что сайт за 5 миллионов рублей - это что-то невероятное. Что из такого сайта через монитор может чуть ли не выйти менеджер по продажам и начать продавать тебе услугу и прочие чудеса. “Слава! - Я ему говорю. - На самом деле такие сайты ты видел. Бери любой сайт госкомпании побогаче, сайт банка из первой двадцатки, крутую страховую. В общем, главное, чтобы центральный офис был в Москве и штат конторы начинался от 1 000 человек”. Слава не понимал – ну и что, был я на сайте Сбербанка. Чем он отличается от сотен других сайтов? Да ничем, говорю я.
Просто представь, что, чтобы у тебя купил сайт подобный банк, ты должен ехать туда не на ладе приоре. И одет ты должен быть не в костюм, который у тебя остался с выпускного. И вообще, вас туда едет человек 5, причем ездить туда придется в таком составе раз 20. Техника вся в офисе и в карманах должна быть от apple, причем последней коллекции, офис агентства исключительно в пределах Садового. Вариантов дизайна будет больше, чем станций в московском метро, требования по безопасности клиент предъявит на 1 200 страницах, принимать участие в создании сайта со стороны клиента будет 10-50 человек, а делать сайт ты будешь от года до бесконечности. Плюс прибавь к этому желание программистов и дизайнеров поиграть в модную игру на приставке, менеджмент компании-разработчика отдыхать в Турции не может по определению и ваще. Утрирую конечно, но в целом так и происходит. И не забудь, что дело происходит в одном из самых дорогих городов в мире. Все это и нужно компенсировать запредельным ценником. Тем более, что платят такие деньги, как правило, госкорпорации. А там люди не своими деньгами распоряжаются.
А теперь снова переместимся на землю, посмотрим на партнеров 1С-Битрикс. Кто ты, среднестатистический партнер. Ты находишься в Новосибирске, у тебя в компании работает 5-8 человек, стоимость сайта 150-200 тысяч. Причем клиент считает это запредельным ценником. Так чего же ты, дорогой друг, сидишь, раскрыв рот, и слушаешь длинные пространные речи компаний высшего эшелона об обустройстве их производства, расшифровываешь слова pre-sale, meeting, sla, nda и прочее. У тебя офис в Москве есть? Нет. У тебя тетя вице-президентом по маркетингу ВТБ работает? Нет! У тебя клиент готов отвалить 500 тысяч рублей за предпроектное исследование? Тоже нет? Так чего же ты, родимый, так рьяно интересуешься, сколько процентов занимает техническое задание от общей стоимости у компании, которая делает сайт для Олимпиады.
Сам ведь, брат, понимаешь, что твои основные клиенты - это начинающие интернет-магазины, оконщики, кафешки, мебельщики и прочий реальный и не очень сектор экономики. А от владельца таксопарка за просьбу оплатить pre-sale и meeting можно и в ухо получить. А увидев счет в 3-4 миллиона, владелец оптовой базы стройматериалов будет 3 часа хохотать как Бог.
Так что делать-то? Да что делать - что делать. Продавать. Самое главное для тебя сейчас это продажи. Построение рабочего отдела продаж для тебя должно стать работой №1. Производство важно, но без денег оно покроется плесенью и разбежится. Сколько у тебя человек задействовано в продажах? Если у тебя 5 программистов и 1 менеджер по продажам – ты попал. Если наоборот – о твоем будущем я не беспокоюсь. Ты молодец.
Что ты должен сделать в следующий раз? А вот что.
1. Ты должен зайти на форум Битрикса и написать: уважаемые гении Битрикса. Пожалуйста, в следующий раз не забудьте сделать упор на продажи. Вот вы наградили ребят за самые лучшие продажи системы, а теперь пусть они поделятся с нами, как им это удалось, за счет чего. Причем лучшие по продажам, как я заметил, были не те, кто работает с госбанками. А как раз наоборот – кто делает ставку на эффективность и видит в студии бизнес, а не клуб любителей костюмов Brioni.
2. Конференция должна иметь более практическую направленность и более интенсивный обмен опытом. Значит, должно быть больше мини-групп, более глубоко обсуждающих интересующие тебя проблемы. Если хочешь узнать, как работает производство у самых эффективных – зовите их и пусть до атомов там все выложат.
3. На каждую конференции приглашать Нияза Гараева из Системы IM. Во-первых, это бесплатное веселье, во вторых, у него одно из самых эффективных производств сайтов в галактике.
Это можно уже не читать. Тут про организацию быта. Это может быть интересно только Битрикстоидам
Интернет. Во второй половине дня вайфай от Битрикса у меня не подключался, а интернет от Редисона работал только на соседском ipad. Одной, даже самой мощной, точки с интернетом маловато на такую ораву программистов, увешанных гаджетами, как цыганки побрякушками.
Очереди. Столица моей родины, Москва! Ты так любишь стоять в очереди, что создаешь ее в самых невероятных местах и со столичным размахом. Я просто не могу не увековечить очереди на московских кофе-брейках. Московские перекусы на конференциях - это гонки на выживание. Если ты вдруг замешкался, будешь ходить голодным. На обед я задержался минут на 5. Спустившись в ресторан, я обнаружил очередь от дверей и до конца гигантского зала. Причем в самом конце очереди еще оставались тушеные овощи и макароны, а простояв минут 20 и дойдя до мясной зоны, мы обнаружили сияющие до блеска нержавеющие посудины. И дело тут не в недостатке еды. Дело в количестве людей и величине тарелок, в которые с горкой кладут мясо, рыбу, отбивные, шницели, мясную и сырные нарезки и т.д. На ужин я уже бежал в числе первых, отмахиваясь от знакомых, как от проказы. Выход из ситуации – выносить не все сразу. Тогда и запоздавшим что-то достанется.
Очень громкая музыка за ужином. Вечером гостей развлекали музыканты. Звукорежиссёр, чтобы на 100% отработать деньги, врубил ее на максимум. В итоге не было слышно не то что соседа, а даже собственных мыслей. Сидящая рядом милая девушка пыталась мне что-то сказать, в итоге я услышал только «Битрикс, партнерский отдел». “Очень приятно!” - проорал я и продолжил есть, т.к. один фиг ничего не слышно. А наверное предполагалось, что партнеры усядутся за столы, нальют себе вина и начнут знакомиться, обмениваться опытом, обсуждать что-то.
p.s. На конференции было очень много красивых девушек с длинными ногами и прочими прелестями. И я смотрел за реакцией парней – ну хоть кто-нибудь обратит на них внимание, хоть кто-нибудь повернет свою голову в их сторону? Нет, ни одного. Мой клиент пару раз спросил меня – слушай, они что, не живые? Я сказал, что нет, просто директор 1С-Битрикса Сергей Рыжиков в своем выступлении сказал, что, чтобы добиться успеха, на работе никакого секса быть не должно. Даже в мыслях – подумали программисты. Партнеры прислушиваются к «большому брату».
p.p.s. Прошу на меня не обижаться представителям элиты отечественного сайтостроения. Я очень вас уважаю и ни в коем случае ни хотел бы зарабатывать себе очки, понося вас. Вы зарабатываете деньги честным и упорным трудом и многого добились Я лишь хотел сказать о том, что не у всех будет возможность повторить ваш путь. А мне бы очень хотелось, чтобы талантливые команды, далекие от больших ресурсов, выжили и окрепли на суровом рынке с небольшими бюджетами. Просто на контрасте с вами нагляднее получается, более живо. Тем более я же из Макдонольдса, сами понимаете. Берем лосося, отрубаем ему голову… Не до полутонов.
А вообще люди на партнерке мне очень понравились. Молодые, интересные. Без пафоса, как например на «Электронной торговле 2011» или RIWe, где от пафоса у некоторых людей одежда расходилась по швам.
Битриксу: я был на мероприятии от Битрикса в первый раз в жизни. И как спикер, и как зритель. До этого меня никто никуда не приглашал. Как я уже писал, как с партнерами, с нашей компанией работы вообще никакой с 2007 года не велось. Так что ставлю уверенную двойку ответственному за работу с партнерами в Казани. А так вы молодцы. Очень живые и приятные в общении. Не такие, как вас “добрые” люди на хабре малюют:)