Почтовая рассылка по базе клиентов, важная часть в маркетинге у многих магазинов. Рассылка это дешевый способ увеличения продаж и единственный способ держать контакт с клиентом — сообщать о новых скидках, распродажах, ограниченных бонусах, поступлениях товара. В подобного рода способе взаимодействия с покупателем, важно чтобы покупкатель хорошо относился к получаемым письмам. Тогда не будет много отписавшихся и отметок “как спам”, а наоборот, будут в ответ писать письма с благодарностью. Сложность в том, что в Битриксе, мало возможностей, чтобы как-то группировать покупателей, соответственно мало возможностей делать таргетированные рассылки. Рассылка одного сообщения на всю клиентскую базу, это “из пушки по воробьям”. Эффект от рассылки низкий, доверие к магазину падает, база подписчиков постепенно выгорает. Понимая это, я стал искать решение, как довести до ума почтовые рассылки нашего магазина.
Удивительно, но для такой распространенной задачи в Маркетплейсе Битрикса я нашел всего один модуль — “Группы покупателей (целевые рассылки)”. Его и поставил. Модуль умеет большую часть, того мне было нужно. Позволяет нарезать базу покупателей, тонкими ломтиками, и слать каждому “ломтику” свое письмо. Не сложно предугадать, что после начала его использования, открываемость наших писем в рассылке увеличилась, как и процент переходов из письма на сайт. Конверсию в заказы из рассылки мы не считаем, поэтому про нее сказать ничего не могу. Других улучшений наших рассылок мы не делали — тексты остались такими же как были, оформление писем и регулярность тоже. Отличие было только в разделении базы клиентов на несколько основных для нас групп, и отправка (или не отправка) разным группам разных писем. Примерами групп покупателей поделюсь ниже.
Как работает Никакой отдельной страницы с набором полей для фильтров у модуля нет. Вся работа ведется с фильтром на странице списка заказов магазина. Модуль позволяет группировать пользователей, на основе данных из оформленных заказов, используя стандартный битриксный фильтр по заказам. Все поля, которые доступны в фильтре по заказам, могут быть критериями для рассылки, причем в любом сочетании.
После того, как мы отфильтровали список заказов по каким-то критериям, внизу страницы, в выпадающем списке выбираем новый, появившийся после установки модуля пункт, “Создать группу”.
Вводим название группы, жмем “Применить”. После этого, в админке, в разделе “Группы пользователей” создается группа с юзерами, заказы которых попали в фильтр. Теперь оттуда их можно выгрузить, чтобы импортировать в сервис для емейл-рассылок, либо сделать на эту группу рассылку стандартным битриксным модулем “Подписка и рассылки”.
Как используется у нас. Несколько примеров
У нас в интернет-магазине есть две большие группы покупателей: “местные” - те, которые находятся в том же городе, что и оффлайновый магазин, работающий для заказов с сайта как точка самовывоза. И “иногородние” — те, которым самовывоз, по понятным причинам не доступен. Работа с этими клиентами отличается, поскольку стоимость клиента разная. Стоимость клиента в оффлайновом магазине ощутимо выше чем в интернет-магазине. Это расходы на аренду дорогих кв.м. в торговом центре, расходы на порчу товара при примерках, кражи и еще много других мелочей, которые добавляют стоимость к товару в оффлайне. В интернет-магазине, у нас многих таких расходов нет, либо они сильно меньше. Разделяя базу покупателей на иногородних и тех, кто из нашего города, мы получили возможность делать иногородним рассылки с предложением большей скидки, а местным с меньшей и таким образом больше зарабатывать. Простейший, казалось бы, пример, но стандартно, в Битриксе этого не сделать никак.
Кроме города, в сегментировании у нас иногда используется параметр “дата заказа” или “дата оплаты”. Нам это нужно, чтобы не отправлять клиенту рассылку с, например, купоном на скидку, если он уже недавно сделал и оплатил заказ но без скидки. Так мы заботимся о клиенте, чтобы он не огорчался, что поторопился с покупкой. Недавним покупателям, рассылка с купоном на скидку, просто не придет. Это очень полезная возможность, когда не хочется обижать постоянных клиентов и огорчать новых. Нужно отметить, что модуль позволяет не включать в выборку пользователей, имеющих в том числе и заказы вне фильтра — есть для этого специальная галочка, не забывайте про неё.
В планах опробовать рассылку с поздравлениями по именам. Если посмотреть календарь праздников, то почти на каждое имя есть свой день. Люди обычно сами не знают что сегодня день их имени, а тут р-р-раз, и приятная информация прилетела по почте. Посмотрим как получится, думается, должно нормально работать, особенно если предлагать только в этот день, подарок, пусть даже не большой. Плюс здесь в том, что в большинстве случаев, получать дату реального дня рождения клиента мы не можем (это добавит лишние поля в форме заказа, да и не все эту дату станут честно заполнять). Но в данном варианте все проще, имя покупателя мы всегда знаем, день имени не проблема найти в специальном календаре — поздравляйте на здоровье.
Еще хочу опробовать поздравления с Днем города — этот праздник есть в каждом городе. Если магазин доставляет на всю Россию, то это отличный, еще не заезженный информационный повод.
Как видите, много можно придумать интересных примеров использования.
Чего не хватает в модуле лично мне Конечно, есть несколько вещей, которых в модуле мне не хватает для полного счастья. Вот они:
1. Нужно выбирать раздел товаров, из которого клиент купил товар. Например, на сайте есть раздел “Клубная одежда”. Я бы хотел иметь возможность делать персональную рассылку клиентам, которые что-то уже покупали из этого раздела. Чтобы не сообщать в новостном письме, о новой поступлении обтягивающих клубных платьев, женщинам, которые покупали товары из раздела “утягивающее белье для полных”.
Сейчас можно выбрать клиентов, которые купили конкретный товар. Это в определенных случаях очень полезно. Но все же, возможность показать при фильтре целиком на раздел, тоже очень нужна.
2. Нужна привязка к характеристике товара. Если будет возможность фильтровать, например по размеру/цвету/бренду, то магазин получит классную фичу. Можно будет распродавать непопулярные размеры (например, супер большие) тем клиентам, которые такие размеры уже покупали и не раздражать своими письмами других, которым большие размеры не интересны. Или при новом поступлении платьев маленьких размеров, уведомлять только тех клиенток, которые покупали такие размеры. Применение такому фильтру нашлось бы не только в одежде (персональная рассылка покупателям золотых айфонов — акция — золотые чехлы со скидкой, а золотая фикса на зуб в подарок).
3. Нужна возможность сразу выгрузить результаты фильтра, например, в csv-файл или в Excel. Это позволило бы легко импортировать результаты фильтра в сторонние сервисы рассылки. В тот же Unisender. Сейчас модуль создаеn по результатам фильтра группу пользователей. И в Битриксе, вроде как, присутствует возможность выгрузить список пользователей в Excel, но только того списка, который мы видим на экране. Т.е. чтобы выгрузить в Excel группу из 5000 пользователей, я должен их как-то суметь вывести на одной странице, только после этого можно будет выгрузить их стандартным битриксным способом. Нужно уйти от этого геморроя, а иметь простую возможность сохранить результаты фильтра в файл.
4. И другие мечты перфекциониста: Хочется кроме описанного выше, так же выбирать: — клиентов которые покупали более Х раз; — тех, кто купил/оформил заказов на сумму от Х руб. за указанный период; — клиентов с накопительной скидкой; — клиентов с положительным балансом на внутреннем счете магазина;
Выводы Чтобы делать в интернет-магазине на базе 1С-Битрикс сегментированные рассылки, сейчас есть только один модуль “Группы покупателей (целевые рассылки)” К счастью, модуль стабильно работает и достаточно много умеет.
Справедливости ради, нужно отметить, что в Битриксе можно фильтровать покупателей по нескольким критериям, которые могут быть полезны для таргетирования рассылок (Магазин -> Покупатели -> Список покупателей). Но без смекалки там не обойтись. Выгрузить результаты фильтра в файл нельзя (выгрузится только список видимый на странице), создать на основе них группу пользователей, чтобы сделать рассылку модулем рассылок Битрикса тоже нельзя. Может быть когда-нибудь, в перекуре между CDNами и композитными сайтами, Битрикс доведет этот функционал до ума .
Заключение
Этот пост не учит емейл-маркетингу, а просто отзыв на модуль, который используется у нас.
Пост не заказной. Все что написано — на основе личного опыта использования.
Группы на сайте создаются не только сотрудниками «1С-Битрикс», но и партнерами компании. Поэтому мнения участников групп могут не совпадать с позицией компании «1С-Битрикс».