Типы клиентов
Понять с кем имеете дело |
Клиент - он разный, каждый раз другой. Сценарии взаимодействия с клиентом зависят от его внутреннего запроса. Во всех ситуациях, когда описывается какой-либо инструментарий или рекомендация, нужно понимать границы её применения и сценарии использования. Можно выделить четыре основных типа клиента:
- Мы все знаем сами. Сделайте то, что вас просят. Это крупные компании с выстроенными бизнес-процессами, имеющими подчас не просто IT-отдел, но и целый департамент. В большинстве такие компании уже имеют какую-либо вариацию корпоративного портала из-под другой платформы (часто самописную), и требуется перенос. Им не нужно постепенное внедрение корпортала в режиме внутреннего альфа-тестирования потребностей.
Такие клиенты сами говорят, что нужно и какие инструменты будут даны пользователям, какие категорически заблокировать, а какие доработать или разработать с нуля. Можно запросто услышать безапелляционно высказанную фразу: "У нас Задачи не приживутся, их нужно отключить".
Отбирать в таких случаях "хлеб" у отдела департамента аналитики, маркетинга, IT и прочих – чревато последствиями. Это может быть расценено как попытка показать некомпетентность сотрудников по их профессиональным вопросам в глазах руководства. В лучшем случае вас будут каждый раз останавливать, в худшем – прекратят с вами работать. К процессу выявления критических процедур (если он будет) вас просто не подпустят. Техническое обслуживание они проводят самостоятельно или аутсорсом без предоставления внешнего доступа.
Только необходимость в серьезной доработке может вернуть их за стол переговоров с подрядчиком.
- Нам нужно сделать вот это и вот так. Ваши предложения – изложите, мы их рассмотрим. Это компания с выстроенными бизнес-процессами. Корпортал отсутствует или имеется в зачаточном состоянии в виде, например, файлохранилища. Корпортал рассматривают как инструмент для оптимизации взаимодействия и контроля.
Ключевой момент в выстраивании работы с таким Заказчиком – понимание того, что, скорее всего, работать придется через буфер, "сломанный телефон" в чистом виде. Вы рассказываете (презентуете, представляете корпоративный портал и т.п.) некоему менеджеру, он слушает, понимает (насколько может понять), и делает, в свою очередь, презентацию перед руководством, принимающим решение.
Результат непредсказуемый и плохо управляемый. Ключ к эффективному контакту с таким клиентом лежит в постепенном "втирании в доверие". Помочь менеджеру (ответственному лицу) в наглядном и простом представлении результатов и предложений для руководства. Успех проекта зависит от того, насколько успешным будет в результате менеджер, контактирующий с вами.
Нам нужно прийти вот сюда, давайте вместе подумаем, в чём нам сможет помочь корпортал. Идеальный Заказчик. Цели и задачи или уже сформулированы, или Заказчик готов к их выработке в процессе работы.
- Ну, вы же специалисты. Сделайте, что там нужно, и чтобы всё хорошо работало. Вас спасёт:
- выявление и документирование целей и задач;
- подробное ТЗ;
- разбивка проекта на логически завершенные блоки и временны́е этапы;
- компетенция аналитика, позволяющая сформулировать предложение на основе не только собранных исходных данных, но и анализа эффективности внедрения и формирования предложений по коррекции.
и Ваше мнение важно для нас