Цели и задачи
Внедрение преследует свои цели, которые решаются последовательным решением списка задач.
Цели
Как правило, решаются цели оптимизации производственного процесса. Они могут быть многоуровневые, разные по значимости, разные по сложности реализации. Чем подробнее описаны цели, тем осознаннее клиент (и внедренец) подходит к проекту "корпоративный портал". Цели достигаются (или не достигаются) и могут быть объективно измерены, а также обязательно привязаны ко времени.
Например, для отдела продаж: к 1 декабря увеличить количество обрабатываемых входящих заявок (фиксация лида, первичный ответ, формирование уточняющего запроса, постановка сопряженных задач и т.п.) с 15 до 25 штук на менеджера продаж в день.
Еще пример, сократить время интеграции нового сотрудника в структуру компании с 2 дней до 4 часов, исключить из процесса интеграции сопровождающего HR-сотрудника, разработать и внедрить с 1 декабря.
На самом деле это очень-очень сложно - формировать цели. В ряде случаев выявляется:
- недостаток исходных данных и аналитики по объекту оптимизации со стороны Заказчика,
- непонимание Заказчиком смысла процедуры постановки целей.
Если ваша студия именно разработчики, а не бизнес-консультанты по целеполаганию, то, возможно, есть смысл вообще отказаться от наличия такого раздела в ТЗ, чем писать в него то, что не является целями или они надуманы (просто для того, чтобы были). И тогда реализация проекта сведётся к решению задач без привязки к результатам. Заказчик в таких случаях полагает, что мечты сами превратятся в цели и будут достигнуты автоматически.
Желательно выстраивание иерархии целей:
- Базовые - без их реализации корпоративный портал нельзя считать внедрённым. То есть то, ради чего, собственно, внедрение и затевалось. По другому это можно назвать "порог успешности".
- Второстепенные - их достижение - это приятный "бонус".
- Первичные - цели, которые вам кажутся самыми легко достижимыми и способными показать сотрудникам эффективность проекта.
- Приоритетные по сроку - их достижение необходимо в первую очередь.
Первичные цели отличаются от Приоритетных по сроку. Первые направлены на "ВАУ-эффект" среди сотрудников компании, что должно возбудить и поддерживать интерес к порталу у сотрудников до тех пор, пока работа на портале не войдёт в привычку и корпоративную культуру. Вторые - это собственно производственные цели и должны дать эффект быстрой отдачи в производственном плане.
Базовые цели при этом вполне могут не попадать в Приоритетные по сроку. Как правило, это сложные цели автоматизации и оптимизации основной производственной деятельности компании, к которым нужно подойти особо внимательно.
Возможны другие способы ранжирования целей. В каждом конкретном случае нужно выбирать оптимальный для него способ.
Задачи
Задача отвечает на вопрос: что нужно сделать чтобы достичь цели. Задача конкретна и процедура ее формирования, в отличии от цели, чаще всего однозначно понимается и подрядчиком, и Заказчиком.
Примером задачи может быть освоение Живой ленты и сообщений, Календаря и других инструментов, решающих текущие, мелкие, но неудобные моменты в работе сотрудников. Например, создание Базы знаний или Бизнес-процесса по заказу меню из столовой на обед.
Возможен парадокс: правильно решенная задача может не привести к достижению цели. Если она неправильно сформулирована.
и Ваше мнение важно для нас