Составление ТЗ

Урок 25 из 87
Автор: Роберт Басыров
Сложность урока:
2 уровень - несложные понятия и действия, но не расслабляйтесь.
2 из 5
Просмотров: 20108
Дата изменения: 22.11.2024

Что нужно заказчику

Дипломированных специалистов по составлению ТЗ в веб-студиях нет. Как и специалистов по внедрению. Поэтому в данной главе дадим общие теоретические понятия о составлении ТЗ.

Решение любой задачи начинается с её осмысления и уточнения исходных данных. Те требования, которые выдаются заказчиком, формулируются на языке потребителя-неспециалиста, не знакомого с терминологией и слабо знакомого с инструментами и возможностями корпоративного портала. Перевести требования на язык предметной области, сформулировать задачу максимально полно и грамотно, обосновать необходимость её решения - это одна из целей Технического Задания.

Другая, и основная, цель - дать понять как Заказчику, так и Подрядчику, где начинаются и где заканчиваются работы; что будет реализовано при внедрении, а что нет; каким образом будет осуществляться приемка и тестирование.

Техническое задание - документ, определяющий основное назначение процесса внедрения, его технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, предписание по выполнению необходимых стадий, а также специальные требования.

Можно сказать, что ТЗ - документ, в котором описывается, ЧТО нужно заказчику, в отличие от последующей проектной документации, в которой акцент переносится на ответ на вопрос КАК этого достичь.

Сложность составления Технического Задания на внедрение, в отличие от ТЗ на программное обеспечение, заключается в том, что каждый раз приходится составлять фактически новый, абсолютно не похожий на предыдущий документ со своими сроками, планами и прочим. И официально принятого государственного стандарта на такие ТЗ не существует.

При общении между заказчиком и исполнителем, ТЗ позволяет:

  • Обеим сторонам:
    • представить, понять что они хотят сделать;
    • выполнить попунктную проверку выполнения;
    • уменьшить число ошибок, связанных с изменением требований в результате их неполноты или ошибочности (на всех стадиях и этапах создания).
  • Заказчику:
    • осознать, что именно ему нужно;
    • требовать от исполнителя соответствия результата работ всем условиям, оговорённым в ТЗ.
  • Исполнителю:
    • понять суть задачи, показать заказчику «облик» его новой системы работы;
    • спланировать выполнение проекта и работать по намеченному плану,
    • отказаться от выполнения работ, не указанных в ТЗ.

Техническое задание является юридическим документом — оно, как приложение, включается в договор между заказчиком и исполнителем на проведение проектных работ и является его основой: определяет порядок и условия работ, в том числе цель, задачи, принципы, ожидаемые результаты и сроки выполнения.

Примечание: Составление ТЗ - особое искусство. Точность в формулировках, умение увидеть "двойное дно" и "подводные камни" во внешне ясных и понятных словах - это отдельная тема, не входящая в тему этого курса. Учитесь этим тонкостям самостоятельно, Яндекс вам в помощь.

Техническое задание должно содержать разделы, отражающие сведения:

  • юридическая часть;
  • что надо сделать;
  • для чего, с какой целью надо сделать это;
  • где, в какой области применения, на каком объекте это должно решать задачи и выполнять свои функции;
  • какие требования будут предъявлены к этому;
  • какие работы потребуется выполнить, чтобы сделать это;
  • каков порядок проведения испытаний и приемки-сдачи работ заказчику;
  • как должно быть задокументировано проведение работ.

Юридическая часть включает в себя указание сторон (название организаций, их реквизиты), данные по договору (контракту). Этот момент мы опустим.

Кроме Юридической части будут опущены технические моменты настройки сервера, ПО, добавления пользователей на портал. Считаем, что вопрос с "железной" составляющей уже решён, портал, как программное обеспечение, уже установлен, его производительность нас устраивает, пользователи добавлены на портал с помощью какого-нибудь из механизмов импорта.

В образце бриф-анкеты описаны в качестве примера некоторые цели. В этой главе рассмотрим составление ТЗ на внедрение на основе этих примерных целей.


Нам жаль это слышать… Но мы постараемся быть лучше!

Мы благодарны Вам за помощь в улучшении документации.

Спасибо, мы рады что смогли помочь Вам. Ниже Вы можете оставить свой отзыв или пожелание :)
Мы стараемся сделать документацию понятнее и доступнее,
и Ваше мнение важно для нас
Курсы разработаны в компании «1С-Битрикс»