Техническое задание (ТЗ) - текстовый документ, в котором оговариваются все технические, организационные, финансовые и иные параметры и ресурсы, которые должны быть выполнены и задействованы при реализации проекта.
Техническое задание – обязательный атрибут и первый шаг к созданию веб-проекта. Оно должно предусмотреть все аспекты создания сайта, в том числе и параметры интернет-магазина.
Что такое ТЗ и из чего оно состоит
|
Изучив примеры ТЗ в открытом доступе, можно сделать следующие выводы:
- И Заказчик, и Разработчик считают, что ТЗ должно быть максимально подробным и однозначно понимаемым, но никто не хочет тратить много времени и ресурсов на его разработку.
- С однозначным пониманием возникают проблемы - слишком многое подразумевается, имеется в виду и кажется очевидным Заказчику. Разработчик же, в целях минимизации затрат, не стремится делать то, что не прописано в ТЗ.
- Часто возникают противоречия между тем «как хочется Заказчику» и «что действительно можно реализовать в рамках бюджета».
- Для успешного сотрудничества нужна готовность к компромиссам, вовлеченность с обеих сторон и готовность к тому, что не прописанные в ТЗ требования могут возникнуть с обеих сторон.
Для решения таких проблем есть несколько подходов.
- Ограничиться
брифом.
Бриф - документ, краткая письменная форма согласительного порядка между планирующими сотрудничать сторонами, в которой прописываются основные параметры будущего программного проекта.
Это заявка, первоначальное видение того, что должно быть. Обычно готовится Заказчиком, для сравнения предложений и выбора подрядчика. В такой ситуации итоговый бюджет разработки может вырасти в несколько раз, т.к. однозначно оценить сразу, сколько это будет стоить, по брифу очень сложно.
- Составление ТЗ после разработки и запуска
MVP.
Минимально жизнеспособный продукт (minimum viable product, MVP) продукт, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями. Основная задача — получение обратной связи для формирования гипотез дальнейшего развития продукта. Сбор информации от MVP зачастую дешевле, чем разработка продукта с большим количеством функций.
Это позволяет снизить затраты и риски, если продукт не заработает, например, из-за неверных предположений или анализа рынка.
- Разработка полноценного ТЗ (обычно это документ на 70-150 стр.) на первом этапе работы и доработка в ходе выполнения проекта.
Требует дополнительных ресурсов, но позволяет полностью понять временные и денежные затраты на проект.
Логично поэтому оценивать предстоящую работу именно по ТЗ.
Что должно быть включено в ТЗ на разработку Интернет-магазина по мнению разработчиков:
- Общие сведения о проекте
- Цели и задачи проекта
Описание бизнеса и что хочет получить Заказчик от сайта.
- Аудитория проекта
Кто наши покупатели и конкуренты.
- Общая структура сайта
Ключевые разделы, возможности для посетителей, посадочные страницы.
- Сроки и календарный план исполнения проекта
Четко прописанные этапы, чтобы в любой момент можно было понять, где мы находимся.
- Контент
Чем торгуем. Какого рода контент будет представлен на сайте. Где он будет размещаться. Что готовится Заказчиком, а что Разработчиком.
- Распределение работ между Разработчиком и Заказчиком
- Заказчик предоставляет информацию.
- Разработчик выполняет работы.
- Дизайн
- Заполненный заказчиком брифлист.
Что должно быть на каждой странице (баннеры, каталог, рекомендации, отзывы, виджеты и проч.). Желательно с примерами того, что нравится заказчику на других сайтах (возможно, анимация каталога или 3Д просмотр).
- Подробная структура.
Вплоть до мелочей – страницы, разделы, подразделы, личный кабинет покупателя, корзина.
- Функциональные прототипы страниц.
Расположение
всех блоков
Например, на главной странице сайта расположение блоков может быть обозначено так:
на всех страницах.
- Фирменный стиль Заказчика.
Брендирование, логотипы, цвета.
- Требования к адаптивности.
На каких устройствах предполагается отображение сайта.
- Сценарии взаимодействия.
Пути следования покупателя по сайту с различных точек входа на сайт.
- Особенности функционала:
- Мультиязычность
На каких языках будет работать сайт.
- Мультивалютность.
В каких валютах будут отображаться цены товаров, как будут задаваться курсы валют.
- Типы цен.
Кому и в каких ситуациях доступны разные типы (оптовая, розничная, премиальная и др.) цен.
- Управление заказами, доставками, оплатами.
- Рассылки и уведомления.
Каким образом и о каких событиях информируется покупатель/администратор/владелец сайта.
- Интеграции
С учетно-бухгалтерскими программами (например, с 1С), с соцсетями, с уже существующими проектами Заказчика.
- Импорт/экспорт.
- Система бонусов.
Скидки, наценки, подарки, карты постоянного клиента и проч.
- Личный кабинет покупателя.
Способы авторизации, редактирование профиля, отслеживание заказов, возвраты, внутренний счет и т.д.
- Разграничение прав.
Что входит в права администратора/контент-менеджера/зарегистрированных и не зарегистрированных покупателей/разных типов покупателей.
- SEO требования
Могут быть в отдельном документе. Желательно привлечение SEO-специалиста для разработки.
- Программные модули
- Система администрирования сайта (движок сайта, CMS).
- Описание того, чего нет в CMS и подлежит разработке.
- Где получить недостающие модули (разработка, маркетплейс, подписка).
- Требования
- К хостингу.
- К администратору сайта.
- К контент-менеджеру (например, будет ли он заниматься SEO, общением с пользователями, техподдержкой или это будут отдельные специалисты).
- Финальная часть
- План тестирования проекта.
- Ответственность сторон.
- Прочая информация.
В рамках текущего курса мы рассказываем подробно о пункте 4 и частично о пп. 3 и 6. Пункт 5 подробно рассматривается в курсе Продвижение сайта и маркетинг.
|
ТЗ на интернет-магазин может существенно отличаться от приведенного ниже, все зависит от конкретных потребностей заказчика.
Примерная структура подсистемы управления интернет-магазином в рамках общего ТЗ на сайт:
- Возможность для покупателей работы с собственными заказами
- Возможность работы администратора магазина с заказами и корзиной покупателя
- Импорт-экспорт товаров и заказов
- Управление системами доставки и оплаты
- Управление валютами
- Управление каталогом товара (категории, товары, прочее)
- Задание товарам различных свойств в рамках одного каталога
- Управление складами и количеством товара на них
- Создание и управление системой скидок
- Вывод отзывов пользователей о товаре
- Интеграция с системами публикаций товара (google base и другие)
- Интеграция с системой бухгалтерско-оперативного учета
Весь этот функционал решается штатными средствами «1С-Битрикс: Управление сайтом».
Примечание: при
обсуждении ТЗ на интернет-магазин
Обязательные вопросы, которые нужно задавать в первую очередь для составления ТЗ на разработку интернет-магазина.
Подробнее...
необходимо получить от заказчика требования по всем параметрам системы. В противном случае, на этапе сдачи работ могут возникнуть ненужные проблемы.
Внимание! Необходимо обратить особое внимание на продумывание ролей, создание групп пользователей и разграничение прав. В рамках нашего примера эти моменты «размазаны» по главам, но продумывание этих административных моментов должно быть изначально централизованным и обговоренным с заказчиком.
Общее правило для пользователей со стороны заказчика должно быть таким: МИНИМАЛЬНО необходимый набор прав. К сожалению, достаточно часто разработчики просто передают аккаунт администратора системы заказчику или менеджеру магазина.
Детальное описание каждого из пунктов ТЗ будет приведено в соответствующих главах.