На днях мы официально запустили в эксплуатацию еще один интернет-магазин разработанный нами в Сибири для московского заказчика и я хочу поделиться с вами историей его создания. Пост провокационный, так как я озвучу бюджет проекта, опубликую ТЗ и смету, что согласитесь делается редко. Кто-то скажет -- дорого и будет прав, кто-то скажет -- дешево и тоже будет прав. Я скажу -- цена адекватна бизнес-процессам в нашей компании. А на тему заработной платы битрикс-программиста и стоимости часа у меня будет большой отдельный пост после цикла публикаций проектов.
Это новая версия интернет-магазина призванная увеличить объемы и обороты продаж, поднять позиции сайта в поисковых системах, дать удобный инструмент для работы поискового оптимизатора, менеджеров магазина и контент-менеджеров. Старая версия сайта находится вот здесь: www.6499892.ru (мне кажется стало немного лучше )
На вид это простой и обычный интернет-магазин разработанный на базе ПО "1С-Битрикс:управление сайтом" редакции "Малый бизнес". Приятный дизайн. Дивная валидная резиновая кроссбраузерная верстка. Интеграция с CMS с соблюдением все стандартов (компоненты 2.0, автокэширование и т.д.) ~20 товарных групп с набором уникальных характеристик. Развитый механизм генерации ЧПУ, наш фирменный механизм автоматической генерации META данных. Немного оттянулись с облаком тегов по производителям, с рубрикатором, блоками спец-предложений на главной, вкладками на детальной (пока отключили), дополнительными фотографиями. Весь остальной тюнинг и прочий AJAX вынесли на второй этап разработки.
А вот как создаются такие простые и обыкновенные интернет-магазины:
ТЗ нам предоставил заказчик, разработал его наш красноярский партнер Дмитрий Мартынов (AlfaTeam), но приступить к работе не смог в связи с высокой загруженностью на тот момент, по нему мы составили смету. Первоначально планировалось, что сайт будет полностью разработан в течении 2-х месяцев, максимум 3-х, открыт он был через 8.. На самом деле, сейчас я думаю, что 6 месяцев это реальный срок для разработки интернет-магазина с уникальным дизайном, учитывая сложности согласований, утверждений, форс-мажорных обстоятельств, которые обязательно будут и т.д. Но заказчикам лучше об этом не говорить
Первый раз мы запнулись когда утверждали дизайн (ну, это банально), осложнялось все тем, что над ним трудились 3-и дизайнера, логотип разрабатывали на Украине, дизайн интерфейсов в Чите, шапку в Бурятии (принять дизайнера в штат, учитывая стоимость его рабочего места iMac, Photoshop, CorelDraw, 3DStudio нам пока не позволяют текущие бюджеты проектов, а использовать пиратский софт -- не позволяет религия. Да и если честно нам программистам так комфортнее) второй раз, когда почти была готова верстка -- в Кыргыстане началась очередная революция, повстанцы захватили в Бишкеке почту и телеграф, а наш удаленный верстальщик пропал из интернета с результатами работ на 2 недели. Он только успел написать, что по улице бегают люди с автоматами. Мы здорово за него испугались.. Слава Аллаху революция закончилась, все живы здоровы и мы продолжили. третий раз мы запнулись, на этапе интеграции сверстанного макета -- в Сибирь неожиданно для всех пришла весна, а с ней паводки. Грунт возле нашего офисного здания просел и разорвал какие-то подземные коммуникации -- пропал свет и интернет. Пока администрация и горводоканал вели восстановительные работы и выясняли кто виноват мы на целых 1,5 недели разъехались с компьютерами по домам и продолжили разработку от туда четвертый раз мы мы запнулись, когда наш контент-мастер в Москве, которого я нашел на этом форуме, и который создавал логическую структуру сайта ушел в запой.. слава Богу, позже, он вернулся, и работу свою закончил, но доп. работу не получил.. Потом были правки, доработки, обучение персонала работе с сайтом и еще правки.
Ну в итоге все закончилось хорошо -- сайт запущен, заказчик и разработчики довольны!
Я получил хороший опыт управления проектом, в разработке которого была задействована интернациональная команда из 10 человек (включая меня и ответственного сотрудника со стороны заказчика).
Разработка ТЗ и-м -- от 15 000 рублей. Делается ~3 недели и предполагает несколько рабочих встреч с заказчиком.
Включает в себя: 1. Описание страниц и разделов сайта. 2. Блок схема сайта (карта сайта). 3. Схематические макеты страниц сайта с рекомендациями по использованию компонентов 1С-Битрикс и указанием того, из какого инфоблока/форума/итд выводить информацию. 3. Описание алгоритмов логики работы сайта. Описание алгоритмов работы собственных решений/компонентов/модулей. 4. Формат URL основных страниц сайта. 5. Календарный план работ с калькуляцией в часах (смета). 6. Схематические макеты административных форм.
Если имеется множество товарных групп (инфоблоков), то я сторонник того, чтобы их структуру (разделы, названия необходимых свойств, их типы, коды, варианты значений) сразу прописать и утвердить в ТЗ, чтобы разработчик уже не думал над этим. Если нет такой возможности, то оговорить, что их будет заводить заказчик самостоятельно.
Добавлю и свои пять копеек пропущу ваши методы, оценку стоимости и оргвопросы и рассуждения именно по данному проекту... Не это главное.
Главное вижу в отношении к проекту и к ТЗ Особо отмечу факт проектирования системы с точки зрения отношения к продукту. Ибо... сколько видел ТЗ, большинство из них сделаны "универсально" и как только речь заходит о реальных задачах, окторые надо выполнить - начинается поиск механизмов с помощью которых можно реализовать задуманное.
В вашем случае, Роман, вижу истинно правильный подход к разработке сайта именно на БУС - как на типовом "коробочном" продукте, в состав которого входят необходимые "крипичи". Результат вашей работы - действительно ПРОЕКТ "ЗДАНИЯ", а не банально переработанный умными словами и умными менеджерами бриф клиента с описанием "косметики", которую надо будет нанести неизвестно на что
Респект. А партнерам, которые еще делают сайты по-старинке, советую присмотреться к посту и сделать правильные выводы.
Группы на сайте создаются не только сотрудниками «1С-Битрикс», но и партнерами компании. Поэтому мнения участников групп могут не совпадать с позицией компании «1С-Битрикс».