На днях мы официально запустили в эксплуатацию еще один интернет-магазин разработанный нами в Сибири для московского заказчика и я хочу поделиться с вами историей его создания. Пост провокационный, так как я озвучу бюджет проекта, опубликую ТЗ и смету, что согласитесь делается редко. Кто-то скажет -- дорого и будет прав, кто-то скажет -- дешево и тоже будет прав. Я скажу -- цена адекватна бизнес-процессам в нашей компании. А на тему заработной платы битрикс-программиста и стоимости часа у меня будет большой отдельный пост после цикла публикаций проектов.
Это новая версия интернет-магазина призванная увеличить объемы и обороты продаж, поднять позиции сайта в поисковых системах, дать удобный инструмент для работы поискового оптимизатора, менеджеров магазина и контент-менеджеров. Старая версия сайта находится вот здесь: www.6499892.ru (мне кажется стало немного лучше )
На вид это простой и обычный интернет-магазин разработанный на базе ПО "1С-Битрикс:управление сайтом" редакции "Малый бизнес". Приятный дизайн. Дивная валидная резиновая кроссбраузерная верстка. Интеграция с CMS с соблюдением все стандартов (компоненты 2.0, автокэширование и т.д.) ~20 товарных групп с набором уникальных характеристик. Развитый механизм генерации ЧПУ, наш фирменный механизм автоматической генерации META данных. Немного оттянулись с облаком тегов по производителям, с рубрикатором, блоками спец-предложений на главной, вкладками на детальной (пока отключили), дополнительными фотографиями. Весь остальной тюнинг и прочий AJAX вынесли на второй этап разработки.
А вот как создаются такие простые и обыкновенные интернет-магазины:
ТЗ нам предоставил заказчик, разработал его наш красноярский партнер Дмитрий Мартынов (AlfaTeam), но приступить к работе не смог в связи с высокой загруженностью на тот момент, по нему мы составили смету. Первоначально планировалось, что сайт будет полностью разработан в течении 2-х месяцев, максимум 3-х, открыт он был через 8.. На самом деле, сейчас я думаю, что 6 месяцев это реальный срок для разработки интернет-магазина с уникальным дизайном, учитывая сложности согласований, утверждений, форс-мажорных обстоятельств, которые обязательно будут и т.д. Но заказчикам лучше об этом не говорить
Первый раз мы запнулись когда утверждали дизайн (ну, это банально), осложнялось все тем, что над ним трудились 3-и дизайнера, логотип разрабатывали на Украине, дизайн интерфейсов в Чите, шапку в Бурятии (принять дизайнера в штат, учитывая стоимость его рабочего места iMac, Photoshop, CorelDraw, 3DStudio нам пока не позволяют текущие бюджеты проектов, а использовать пиратский софт -- не позволяет религия. Да и если честно нам программистам так комфортнее) второй раз, когда почти была готова верстка -- в Кыргыстане началась очередная революция, повстанцы захватили в Бишкеке почту и телеграф, а наш удаленный верстальщик пропал из интернета с результатами работ на 2 недели. Он только успел написать, что по улице бегают люди с автоматами. Мы здорово за него испугались.. Слава Аллаху революция закончилась, все живы здоровы и мы продолжили. третий раз мы запнулись, на этапе интеграции сверстанного макета -- в Сибирь неожиданно для всех пришла весна, а с ней паводки. Грунт возле нашего офисного здания просел и разорвал какие-то подземные коммуникации -- пропал свет и интернет. Пока администрация и горводоканал вели восстановительные работы и выясняли кто виноват мы на целых 1,5 недели разъехались с компьютерами по домам и продолжили разработку от туда четвертый раз мы мы запнулись, когда наш контент-мастер в Москве, которого я нашел на этом форуме, и который создавал логическую структуру сайта ушел в запой.. слава Богу, позже, он вернулся, и работу свою закончил, но доп. работу не получил.. Потом были правки, доработки, обучение персонала работе с сайтом и еще правки.
Ну в итоге все закончилось хорошо -- сайт запущен, заказчик и разработчики довольны!
Я получил хороший опыт управления проектом, в разработке которого была задействована интернациональная команда из 10 человек (включая меня и ответственного сотрудника со стороны заказчика).
хех, конечно бывает! я ссылку на вашу статью дам своему клиенту, которому в настоящий момент мы затягиваем сдачу проекта... Бывают вообще студии которые сдают хотя бы половину проектов вовремя?
Интересно. - Как заказчик отреагировал о предложении публикации информации? - У вас стоимость часа 200-350 р.? Какова себестоимость часа исполнителей? - Окупаемость проекта, во сколько обошлась итоговая себестоимость?
100 т.р. - это "комфортная" цена, можно спокойно переделывать по хотелкам которые по любому будут, но в разумных объемах конечно
Как заказчик отреагировал о предложении публикации информации?
Заказчик был не против.
У вас стоимость часа 200-350 р.? Какова себестоимость часа исполнителей?
В разгар кризиса, при заказе от 16 часов, с учетом скидки была 350р. Сейчас, выше: http://www.yenisite.ru/it-outsourcing/ И будет еще расти, так как заказов много, а раздувать штат мы не хотим -- части заказчиков, к сожалению, приходится отказывать. 200р. стоит низкоквалифицированная рутинная работа администратора, требующая хорошего знания продукта, но не требующая программирования (создание логической структуры сайта: инфоблоки, свойства, форумы, настройка компонентов и т.д.) Если такой работы много, то мы сами отдаем её на аутсорсинг, в штат "студентов" брать не хотим чтобы не разбавлять средний IQ У нас работают только самые крутые разработчики.
Окупаемость проекта, во сколько обошлась итоговая себестоимость?
Дополнительно к математике советую так же увлечься и логикой. Есть несколько методологий разработки. Я сторонник "водопадной". Это обусловлено тем, что в наших проектах обычно задействовано множество фрилансеров и нам нужно четко планировать и заранее резервировать у них время под свои задачи. "Спиральная" методология отлично подходящая классической веб-студии с полностью укомплектованным штатом нам не подходит, так как после отработки на нашем проекте фрилансер обычно берется за другой заказ и вот так просто 10 раз вернуться к правкам в дизайне, например, не получится. Таким образом, у нас разработка сайта ведется последовательно: 1. ОБЯЗАТЕЛЬНО проектирование (разработка подробнейшего ТЗ и сметы) 2. создание дизайна 3. верстка 4. интеграция сверстанного макета с CMS, программирование 5. тестирование, отладка, наполнение контентом 6. поисковая оптимизация после перехода на следующий этап разработки на предыдущий мы уже не возвращаемся. По этому каждый специалист задействован в проекте лишь на определенном этапе разработки и то не на 100% своего рабочего времени (чем-то ему нужно заниматься в периоды утверждений и согласований). ~3 недели дизайн, ~2 недели верстка и т.д. Полностью на протяжении всего срока разработки проекта в нем задействованы всего 2 человека -- менеджер проекта и ответственный сотрудник со стороны заказчика.
Разработка ТЗ и-м -- от 15 000 рублей. Делается ~3 недели и предполагает несколько рабочих встреч с заказчиком.
Включает в себя: 1. Описание страниц и разделов сайта. 2. Блок схема сайта (карта сайта). 3. Схематические макеты страниц сайта с рекомендациями по использованию компонентов 1С-Битрикс и указанием того, из какого инфоблока/форума/итд выводить информацию. 3. Описание алгоритмов логики работы сайта. Описание алгоритмов работы собственных решений/компонентов/модулей. 4. Формат URL основных страниц сайта. 5. Календарный план работ с калькуляцией в часах (смета). 6. Схематические макеты административных форм.
Если имеется множество товарных групп (инфоблоков), то я сторонник того, чтобы их структуру (разделы, названия необходимых свойств, их типы, коды, варианты значений) сразу прописать и утвердить в ТЗ, чтобы разработчик уже не думал над этим. Если нет такой возможности, то оговорить, что их будет заводить заказчик самостоятельно.
Добавлю и свои пять копеек пропущу ваши методы, оценку стоимости и оргвопросы и рассуждения именно по данному проекту... Не это главное.
Главное вижу в отношении к проекту и к ТЗ Особо отмечу факт проектирования системы с точки зрения отношения к продукту. Ибо... сколько видел ТЗ, большинство из них сделаны "универсально" и как только речь заходит о реальных задачах, окторые надо выполнить - начинается поиск механизмов с помощью которых можно реализовать задуманное.
В вашем случае, Роман, вижу истинно правильный подход к разработке сайта именно на БУС - как на типовом "коробочном" продукте, в состав которого входят необходимые "крипичи". Результат вашей работы - действительно ПРОЕКТ "ЗДАНИЯ", а не банально переработанный умными словами и умными менеджерами бриф клиента с описанием "косметики", которую надо будет нанести неизвестно на что
Респект. А партнерам, которые еще делают сайты по-старинке, советую присмотреться к посту и сделать правильные выводы.
Группы на сайте создаются не только сотрудниками «1С-Битрикс», но и партнерами компании. Поэтому мнения участников групп могут не совпадать с позицией компании «1С-Битрикс».