
Сегодня рассказываю о Бизнес-процессах версии 9.0.

[spoiler]
По поводу бизнес-процессов я иногда выступая на семинарах рассказываю, что у каждой компании есть своя функция в эко-системе бизнеса.
Большие компании могут позволить себе быть большими и неповоротливыми, медленно меняться и разворачиваться в стратегиях. Но им можно, рынок не только прощает, но и понимает это правильно. Как в том анекдоте "У носорога плохое зрение, но при его весе, это уже не его проблема".


Средний и малый бизнес выполняет роль компаний, которые должны быстро меняться, адаптироваться на рынке и, соответственно, быстро изменять свои бизнес-процессы в соответствии с этими изменениями. Но если разработка бизнес-процесса занимает много времени, а еще больше времени выполняется переделка бизнес-процесса - то как средним и малым компаниям систематизироваться?
А на самом деле в жизни и получается, что в силу сложности внедрения бизнес-процессы редко автоматизируются в крупных компаниях и средних компаниях. Почти никогда в малых.
Создавая в Корпоративном портале бизнес-процессы мы стремимся сделать инструмент с визуальным проектированием, которым могли бы воспользоваться любые сотрудники компании и могли настроить основные бизнес-процессы без привлечения программистов. Особенно хочется, чтобы бизнес-процесс легко менялся и дорабатывался по мере использования и при выявлении каких-то условий или случаев.
В версии 8.5 мы реализовали типовые бизнес-процессы для файлов в хранилище документов и обеспечили возможность создания своих новых бизнес-процессов.

Используя этот инструментарий, например, наш отдел маркетинга создал отдельное файловое хранилище для сканов счетов документов на оплату и настроил бизнес-процесс оплата счета.

Бизнес-процесс настроили сотрудники отдела маркетинга без привлечения программистов! И это я считаю самой большой победой.
Бизнес-процесс по оплате счетов довольно простой. Он утверждает документ сначала у директора по маркетингу. Директору отправляется письмо с текстом и сообщение в систему мгновенных сообщений (IM). Потом один из двух руководителей (первый) принимает решение об оплате.
Пока писал это сообщение получил очередное сообщение на оплату счета в свою корпоративную Mirand-у. Но оплатить не успел, так как писал сообщение, Алексей Сидоренко раньше меня разрешил оплату счета



Потом бизнес-процесс идет к бухгалтеру. Потом опять к исполнителю. Потом к бухгалтеру. И так пока не будут собраны и сданы документы по счету.

В новой версии Корпоративный портал 9.0 стало возможным бизнес-процессы "запускать" как для документов (и таким образом автоматизировать документооборот), так и для любых внутренних рутинных процессов (заявки на отпуска, командировки, утверждение счетов и т.п.). В процессе исполнения такого бизнес-процесса может порождаться любое число файлов, могут запрашиваться данные у участников процесса, данные могут записываться в файлы, могут ставиться задачи пользователям, события в календари и т.п. вещи...
Чтобы посмотреть это функционал перейдите в раздел Сервисы-Бизнес-процессы на Корпоративном портале.

Мы создали пополняемый репозитарий бизнес-процессов организации. В поставке продукта вы найдете два готовых бизнес-процесса: Оформление командировки и Оформление отпуска.
В процессе исполнения бизнес-процесса сотрудникам будет предложена возможность скачать заявления на командировку, заполнить его, отнести в бухгалтерию. Бухгалтер сможет прямо на Корпортале отметить, что командировочные перечислены и т.д.
Причем мы учли один урок из поставки бизнес-процессов в версии 8.5. У типовых бизнес-процессов появились возможность настраивать Роли и Параметры бизнес-процессов без редактирования самого бизнес-процесса!


Очень быстро и удобно можно настроить роли сотрудников компании, кто что может, кто бухгалтер, кто утверждает и т.д. Даже бланки тут же можно поменять.
Я думаю, что это важный шаг в развитии модуля бизнес-процессов, который позволит тиражировать и быстро настраивать процессы.
Фактически, бизнес-процессы теперь не привязаны к файлам и документам. Это позволяет запуск бизнес-процессов для очень сложных задач, включающих множество разноплановых действий. И, как и раньше, к вашим услугам широкий функционал для простого и гибкого проектирования бизнес-процессов с использованием визуального редактора, не требующего специальных знаний программирования.
На Бизнес-процессах можно:
создавать и проектировать произвольные бизнес-процессы в "публичке" Корпоративного портала;
просматривать истории завершенных бизнес-процессов;
организовывать процесс без привязки к конкретному документу;
использовать типовые шаблоны бизнес-процессов: командировка, отпуск;
собирать информацию на любом из этапов созданного бизнес-процесса;
выполнять дополнительные действия: создание записей в календаре, задач, таймауты для принятия решений, эскалация.
Как выполняется, скажем, бизнес-процесс «Я еду в командировку»?
* Сотрудник выбирает в каталоге готовый бизнес-процесс, запускает его.
* Система предлагает ему распечатать образец документа, заполнить его и отнести в бухгалтерию.


* Сотрудник выполняет это и отмечает в бизнес-процессе.
* Бухгалтер получает сообщение, выплачивает ему командировочные или передает на утверждение руководителю - тем самым от себя продвигает процесс дальше.
И так далее вплоть до создания отчета по командировке: система сообщает, напоминает, предлагает бланки и т.д.
При этом, что важно, бизнес-процесс содержит в себе и аккумулирует все документы, которые порождаются в процессе его выполнения. Возможен сбор дополнительной информации – на любом из этапов можно запросить необходимые данные у любого из участников бизнес-процесса, по ходу выполнения скорректировав бизнес-процесс. Более того, на любом этапе выполнения бизнес-процесса можно пополнить его новыми действиями: добавить, скажем, задачи, или события в календарь.
Визуально бизнес-процесс вы можете отредактировать используя конструктор бизнес-процессов.

Думаю, что кто-то захочет включить в бизнес-процесс сотрудников, которые бронируют гостиницу или авиабилеты, организует трансферы и т.п. Все возможности у вас теперь есть.
В ближайшее время мы попробуем организовать серию учебных сообщений в блогах, чтобы научить вас создавать и автоматизировать типовые бизнес-процессы своей организации.
В дополнение к этому сообщению отмечу, что в новой версии бизнес-процессов появились важные дополнительные действия:
* запрос дополнительной информации - позволяет задать поля, которые должен будет заполнить указанный пользователь. Например, при выполнении БП понадобилось узнать у бухгалтерии номер счета. При выполнении действия бухгалтерии выставляется задание ввести номер счета. После этого БП продолжается. Введенные даные могут быть использованы другими действиями.
* действие установки прав - устанавливает права на операции над БП и документом. Например, если необходимо, чтобы с этой точки выполнения права на чтение документа изменились
* действие добавления задачи - добавляет новую задачу сотруднику или в рабочую группу
* добавление записи в календарь - добавляет запись в календарь указаного сотрудника
Как я понял, добавление задач/поручений и событий в календари уже готово и станет доступно в ближайшие дни в обновлениях.
Я считаю бизнес-процессы одним и самый интересных и перспективных модулей для клиентов и для партнеров.
Обычные системы документооборота охватывают небольшие группы сотрудников в компании. Например, секретариат или только руководителей. Корпоративный портал - это пожалуй первый продукт в организации, который охватывает всех сотрудников оснащенных компьютерами позволяет создавать бизнес-процессы, которые охватывают всю организацию!
Прекрасная основа для партнеров наращивать свою компетенцию при анализе бизнес-процессов организации, предлагать свои услуги по автоматизации типовых бизнес-процессов, сложных бизнес-процессов, интегрирующих десятки людей, связывающих разные базы данных и хранилища.
Продолжение рассказа про Корпоративный портал 9.0 следует

Вам не нужно ничего ставить, браузера будет достаточно, чтобы увидеть, как и что работает.
Фото:
Правильно ли я понимаю, что то что можно посмотреть в лаборатории, для простых смертных в Обновлениях еще не появилось? Поставил все beta, но, например, компонент bitrix:bizproc.wizards найти не смог.
В каком направлении планируется дальше развитие бизнес-процессов? Будет ли возможность кастомизировать workflow прохождения в компоненте Задачи?
создавать пользовательскую задачу из бизнеспроцесса? Очень уж оно нужно.
Меня сегодня опять послала Ваша служба техподдержки. Теперь, оказывается, мне нужно писать скрипты, чтобы в Битриксе все нормально работало, о которых я не имею ни малейшего представления. Почему бы Вам не написать в таком случае на главной странице своего сайта