Мы уже пили кофе, и журналисты спрашивают меня: "Сергей, а можете вы доказать, что внедрение корпоративного портала эффективно для организации?". И тут же: "А вообще, нужен ли Корпоративный портал для организации?" и "А почему выгодно использовать коробочный продукт, а не разрабатывать самим?".
Ответы-то на вопросы мы знаем и доказываем, и объясняем. Но в этот момент я понял, что все это я уже слышал еще несколько лет назад только вместо "Корпоративный портал" использовалось слово "сайт". Посмотрите, как знакомо звучит:
"А можете вы доказать, что сайт окупится для организации?"
"А нужен ли сайт для организации?"
"А почему выгодно использовать коробочный продукт, а не разрабатывать CMS самим?"
все так и было
[spoiler]
Да, все это спрашивали у нас, и у партнеров еще несколько лет назад. А сегодня уже никому не нужно доказывать, что сайт нужен, и что если у вас нет сайта, и вас нет в поисковой выдаче, то вас не существует, что коробки на порядки обогнали самодельные решения...
Или вот еще один пример дежавю, который случился прямо в тот же день.
Руководитель кадровой службы компании в 1500 человек хвастается внутренним порталом, который они сделали в компании за 10 месяцев! Объясняет, что они 4 месяца создавали ТЗ, выделили разработчика на это, опросили массу сотрудников в организации... В сумме проектом занималось 3 человека полный рабочий день 10 месяцев. В итоге разработали портал на PHP+MySQL с нуля! Открыли его и... показывает его мне.
Жаль, не могу показать вам скриншоты, хоть они у меня и есть, просили не показывать и не называть компанию. Перечислю разделы, которые есть в этом портале:
* Информация для основных разделов портала (телефонный справочник, оргструктура, новости, события, бланки документов, материалы поддержки продаж, библиотека знаний)
* Конкурсы для всех сотрудников
* Конкурсы для администраторов портала, активных сотрудников
* Экспресс-опросы
* Вакансии
* Хотим поблагодарить (Доска почета)
* Новому сотруднику
Все. Все? Все.
Ну, правда же, круто?!
Давайте быстренько посчитаем. 3 человека, пусть по 50 тысяч в месяц, все же Москва, как никак, и люди в должности. На 10 месяцев - получаем 1.5 миллиона рублей без учета налогов и рабочего времени других сотрудников... и еще массы всего другого.
Перечисленный выше функционал составляет, ну, 25% от состава редакции
Может, на сэкономленные 1.47 миллиона рублей стоило бы выдать премию этим сотрудникам? Может, они внедрили бы что-то еще за эти 10 месяцев? Например, настроили бизнес-процессы, списки или что-то еще?
Да, я услышал возражение. Мол, а если мы захотим как раз бизнес-процессы, нам придется платить за пользователей? Очень не хочется, мол.
Ну, давайте и тут посчитаем. Самая полная редакция
Хм... Я их спрашиваю, а знали ли они, начиная проект, что есть такой продукт - Корпоративный портал?
Да, говорит руководитель, знали. Но программист сказал, что он нам не подойдет, и что легче написать самим...
Немая сцена. Дежавю. Все то же и в тех же терминах я многократно слышал про сайты
Что это? Некомпетентность? Неумение считать деньги? Попытка программиста учиться за счет компании?
Дежавю и повторение истории.
Я по-прежнему уверен, что программист должен считать деньги. Он должен выбирать для организации оптимальные ИТ-решения! Но, видимо, вопрос все в том же
Да, прошли те времена, когда каждый садился писать MS Word, прошли времена, когда каждый, знающий Cliper и FoxPro, садился писать бухгалтерию, крайне редко уже сайты пишут сами с нуля. Все точно так же будет и с Корпоративными порталами.
Пройдет всего несколько лет, и в каждой организации будет свой корпоративный портал, и вопросы о его эффективности и самой необходимости будут вызывать улыбку
Полагаю, что мы находимся в начальном этапе формирования рынка, который будет развиваться по общим законам жанра.
И я также вижу, что веб-студии успешно накапливают компетенции для внедрения Корпорталов и станут основными компаниями, которые будут массово внедрять корпоративные порталы на рынке. Так что, коллеги, не откладывайте это в долгий ящик, начните с размещения информация на своем сайте, включайте в стандартные предложения клиентам, и вы увидите, что через год-два заметная часть ваших доходов будет получена от внедрения Корпорталов.
Ну, а в завершении, для вас небольшой ролик компании
С удовольствием посчитаю вместе с вами, сколько стоит сделать такое же решение на SharePoint
Более того, уже не раз считал и даже знаю средние расценки на внедрение и разработку сравнимого Корпортала, не говоря о ценах на лицензии.
Вообще, когда-то мы попытались внедрить у себя корпортал на базе SharePoint. Я попросил коллег развернуть продукт. Ребята развернули и показали. "А где то, что я просил?". "А то, что ты просил, это 3-5 человек пару месяцев делать будут." Но я же понимаю, что потом еще 2 человека потом будут доделывать это решение пару лет...
SharePoint интересный продукт, но он не для этого, мне кажется, предназначен. Мы конкурируем только в сегменте бизнес-процессов и автоматизации бизнеса.
У большинства наших клиентов есть уже в компании SharePoint и мы успешно взаимодействуем. Видимо, для версии 10 мы выпустим отдельный коннектор для SharePoint.
Кстати, так как упомянуты лицензии - сделано решение на MS SP Foundation - это бесплатные либы, наличие шэйрпоинт сервера не требуется. Т.е. из скрытого - это только необходимость лицензий MS Server. Пользователи в самом решении - не лицензируются. Платишь только за коробку, юзеров хоть сколько.
2. Самоутверждение. Мол "я писал КП, на котором работает теперь компания Х". Хотя, лично мне, больше по душе фраза "я _внедрял_ КП, на котором теперь работает компания Х". Повзрослел наверное
Природу этого самоутверждения сложно понять. Наверное потому-что CMS еще не до конца вошла в статус "это есть и это писать не надо!". Программисты же теперь уже не начинают писать форумы, блоги, фотогалереи. Они же не начинают писать новый jQuery. Они лишь пишут плагины ко всему этому. А вот ранг CMS у программистов еще не сформировался. CMS, КП, без разницы.
0. Деньги. "Сейчас я могу растянуть написание доски почета на месяц и в ус не дуть, получая полтиник. А Битрикс?? Как я там буду показывать то что сделал за месяц??".
А в реале (имхо конечно) все проще - просто люди не понимают. Тупо не понимают без всякой прагматичной подоплеки.
Я люблю шутить что любой программист считает своим долгом написать кмску Это так не из-за пытливости программерского ума (эксперементировать и на битриксе можно) - это от нежелания вникать в продукт - просто от лени. Наткнутся такие хабрапрогеры на что-то непонятное и ну писать в блог новый пост о том какой битрикс маздай. А на самом деле прогер еще не опытный и просто не понимает многого. Таким прогерам ждать 5 минут маршрутку - это потеря времени, а 20 минут идти пешком - нормально - голова и ноги заняты
На баше кажется было как разные прогеры - начинающий и профессионал пишут программу "Hello world!".
Это решается путем не этих сухих конференций (ну для молодежи они суховаты), а более ближе к народу - летние лагеря, слеты/сходы/слазы/сплывы, где можно попить пивка, поговорить о вебе, и между делом брать к нам рекрутов.
А то мы стоим у выхода из Институтов, где уже всем мозги промыли, и пытаемся им втолковать, что Битрикс это хорошо (а им уже за пивом объяснили, что это ерунда).
Но это долгий путь, и я не знаю применим ли он от бизнес-сообщества к опенсорс-комунити (фактически). Но это реально нам не хватает - молодежи, простой и неопытной.