Может быть пригодится кому-то. Описание в README.
Пост скорее ознакомительный, полезный больше для клиентов, чем для разработчиков.
Вопрос особенно актуален в компаниях среднего и крупного размера. Менеджеры ежедневно тратят время на обработку тех заявок, которые до определенного момента не нуждаются во внимании и вполне могут быть обработаны автоматически.
Ниже приведу некоторый список типичных и простых бизнес процессов для лидов, успешно внедренных на одном из предприятий.
Форма подписки
Первое действие, которое можно легко автоматизировать. У каждого лида в Б24 есть поле “источник”, которое можно проверять в блоке условия БП. Далее действия довольно очевидны и можно легко разобраться по скриншоту:
Здесь следует пояснить, что для повторных лидов смена статуса на “успешный” - это в некоторой мере хак, потому что через интерфейс так сделать невозможно (система потребует сконвертировать такой лид в повторную сделку). Но на уровне бизнес-процессов такая операция проходит, сохраняя при этом отчетность по конверсии лидов.
Если же лид не повторный, то наиболее разумное решение - сконвертировать его в контакт без сделки для последующей отправки рассылок через модуль CRM-маркетинга.
Некорректные контактные данные
Тоже вполне актуальная проблема. Не всегда пользователи корректно заполняют свои контактные данные. И не все источники лидов позволяют производить валидацию данных перед отправкой.
Для реализации алгоритма потребуются две переменные - целочисленная длина телефона и булево значение “брать в работу”.
Для определения минимальной допустимой длины телефонного номера можно задать константу:
На практике минимальная длина телефона равна 10. Для более коротких номеров телефона угадать код страны и города затруднительно.
Переменная “длина номера” заполняется конструкцией:
=strlen({=Document:PHONE_PRINTABLE})
В итоге получаем итоговую схему БП:
Случай может быть довольно редкий, но не будет лишний раз отвлекать внимание менеджера.
Форма запроса информации
Пример очень похож на обработку лида с формы подписки. Разница только в том, что клиенту еще дополнительно отправляется на почту некоторая интересующая его информация - в данном случае тематический вебинар. Осуществляется это, например, с помощью блока “Запуск бизнес-процесса”.
Обработка лидов с некорректным телефоном с помощью роботов
Б24 позволяет создавать промежуточные статусы лидов и навешивать на них “роботов”, которые фактически являются теми же бизнес-процессами, только автоматически запускающимися при переводе лида в соответствующий статус.
Следующий бизнес-процесс реализован для статуса “Запрос телефона”. Довольно часто встречаются случаи, когда клиент оставляет в заявке корректный емейл и некорректный номер телефона. Простейший алгоритм робота представлен на скриншоте ниже:
Задача “контроль выхода на связь” здесь очень желательна, потому что если ее не ставить, то во вкладке “Лиды” у менеджера лид будет отображаться как лид без дел.
Также перед отправкой первого письма добавлена пятиминутная пауза на случай ошибочного перевода лида в этот статус.
Заключение
Фактически все приведенные выше бизнес-процессы - это автоматическая реализация некоторых скриптов отдела продаж. При этом выполнение действий запускается либо по нажатию на одну кнопку, либо вообще без участия менеджера. При этом система позволяет выдерживать паузы, слать письма с персонализацией отправителя и получателя, расставлять задачи и уведомлять о результатах работы.
Если говорить о практике внедрения - как правило подобные несложные процессы автоматизации отрабатывают для небольшого процента поступающих лидов. Однако по соотношению затрат на настройку и выгоды от использования игра определенно стоит свеч. Даже если сэкономить таким образом лишние 15 минут работы менеджера в день, то за месяц будет накапливаться по несколько часов на каждого.
Лучше уж потратить один раз пару часов времени одного разработчика, не правда ли?
Хочу поделиться опытом использования бизнес-процессов Б24 для решения задачи по распределению лидов между менеджерами.
Зачастую лиды в систему поступают, например, из какого-нибудь внешнего ресурса. При этом сущности добавляются в CRM по REST от лица какого-нибудь администратора или бота. Типовая задача для таких случаев - настроить автоматическую раздачу лидов на менеджеров.
Задача, на первый взгляд, довольно тривиальна. Нужно создать бизнес-процесс, срабатывающий по добавлению лида на портал. Далее нужно положить блок “Выбор сотрудника”, перечислить в нем список сотрудников или отделов для выбора, отметить при необходимости учет отсутствий и рабочего времени и сменить ответственного за лид на случайно выбранного в блоке сотрудника.
Однако на практике такая схема имеет один существенный недостаток. Зачастую начальники отделов продаж просят убрать из раздачи некоторых менеджеров по разным причинам. Например менеджер проводит экскурсию для потенциальных клиентов или занимается какой-нибудь документацией.
Такое временное отключение менеджера создаст для администратора или разработчика проблему постоянных просьб залезть в настройки бизнес-процесса и убрать из блока "Выбор сотрудника" определенную группу менеджеров.
Для таких случаев есть может быть неочевидное, но довольно удобное решение - использование универсальных списков. В меню “сотрудники” есть вкладка “списки”. Мы можем создать список сотрудников для раздачи. Поле “Название” элемента является обязательным и добавлено по-умолчанию. Кроме него нас интересует поле типа “Привязка к сотруднику”, которое в нашем случае нужно сделать множественным.
Теперь перейдем собственно к настройке бизнес-процесса.
Раздача лидов должна происходить автоматически при добавлении лида в систему, поэтому нужно включить соответствующую опцию “автоматически запускать” с параметром “при добавлении”:
На схеме присутствует блок выбора предпочитаемого языка. Внутри блока все ветки аналогичны.
При выборе элемента списка нас интересует поле “сотрудник”, которое далее передается в блок “Выбор сотрудника” в качестве параметра. Ну, наконец, переводим лид на выбранного менеджера:
Таким образом администратору нет необходимости открывать доступ к бизнес-процессам для простых пользователей, сохраняя безопасность проекта и предотвращая случайные поломки системы.
В свою очередь руководители могут самостоятельно включать/отключать менеджеров от раздачи лидов в течение дня, не прибегая к помощи администратора или разработчика.
Ничего революционного или изощренного здесь нет, но на мой взгляд решение получилось довольно изящное
Группы на сайте создаются не только сотрудниками «1С-Битрикс», но и партнерами компании. Поэтому мнения участников групп могут не совпадать с позицией компании «1С-Битрикс».