Авторы:
Людмила Гиндулина, директор компании
«Два льва»
Александр Ласкин, менеджер ИТ-проектов
ООО «ТОП-КНИГА»
Типичные ошибки менеджмента компаний, начинающих работать в интернете
В этом материале мы рассмотрим типичные ошибки менеджмента компаний, которые только начинают выбор подрядчика на создание сайта, и которые только начинают жить и работать с недавно созданным сайтом.
Как часто нам при покупке того или иного товара рассказывают сказки? Очень часто! Особенно если товар новый и если опыта у нас немного. Это в полной мере относится и к сайтам.
Рассмотрим для примера несколько типичных сказок или, вернее, мифов, которые нам рассказывают компании-производители сайтов:
Миф 1. В отличие от рекламы, размещённой в других средствах массовой информации (телевидение, радио, пресса), ваш интернет-сайт доступен 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 (а то и 366) дней в году во всех регионах мира.
Этот миф заставляет нас считать, что стоит только нам сделать сайт и разместить его в интернете, как сразу же он будет работать на все страны мира и на все возможные аудитории. Что ж, сайт действительно будет доступен для пользователей во всем мире, но это не означает, что все пользователи его сразу увидят. И если СМИ имеют свою аудиторию, которой они с некоторой степенью вероятности доставляют рекламную информацию (чем дольше идёт рекламная кампания, тем шире охват аудитории), то сайт может существовать несколько лет, и не пользоваться при этом практически никаким спросом. Для того же, чтобы о нём узнали, им нужно заниматься, а чтобы он пользовался большой популярностью, им нужно очень хорошо заниматься, в том числе и с помощью рекламных кампаний в интернете (и в офлайне – тоже). И от того, какую компанию мы выберем в качестве исполнителя, какую схему рекламы утвердим и сколько денег заплатим, будет зависеть охват аудитории и, в конечном итоге, результат рекламной кампании.
Таким образом, технически это не миф, но нужно четко понимать, что он используется для убеждения заказчиков, что им нужно всего лишь заплатить деньги за сайт для решения многих своих проблем, хотя на самом деле это не решает проблемы, а только добавляет их.
Миф 2. Затраты на создание сайта одноразовы, а затраты на поддержку неизмеримо меньше, чем аналогичные траты на поддержание рекламы того же качества другими средствами.
Что есть поддержка? Для одних это публикация раз в несколько месяцев новой фотографии, для других – ежедневный труд нескольких человек (а то и десятков), причем труд не по публикации информации на сайте, а по подготовке этой самой информации – по написанию статей, по проведению интервью, по созданию фото- и видеоматериалов. И по подготовке и проведению рекламных кампаний, конечно же. Чем больше и с чем большим умом тратите, тем эффективнее работает сайт.
Без этой работы по поддержке затраты на создание сайта – выброшенные на воздух деньги.
Миф 3. Обновление информации доходит до клиентов мгновенно, как только вы написали на сайте новую статью, она сразу же доступна клиенту.
Во-первых, клиент ещё должен узнать о существовании нашего сайта. Во-вторых, он должен будет зайти на него в то же самое время, когда мы написали туда новую статью. Этих двух пунктов более чем достаточно для развенчания данного мифа. Но, тем не менее, хотелось бы ещё отметить, что из общего количества посещений на большинстве сайтов процент постоянных довольно низок. Куда больше людей заходит на сайт впервые или через большие промежутки времени. Если, конечно же, речь не идет о специализированных сайтах по предоставлению новостной информации, которые люди читают с определенной периодичностью.
Миф 4. Никакое другое рекламное средство не способно вместить такое количество информации, как сайт, который может содержать любые рекламные модули, каталоги, статьи, фотообзоры, прайс-листы и многое другое.
Вместить – да, согласны, но скажите, каков процент посетителей, проходящих более одной страницы вашего сайта? А более трёх?.. То-то же…
Далеко не факт, что посетитель захочет читать весь ваш сайт. Скорее всего, верно обратное – не захочет.
Миф 5. Ничто, кроме личного общения, не дает такого многообразия возможностей обратной связи.
Интернет, безусловно, даёт массу возможностей для общения. Это и чаты, и форумы, и формы обратной связи, и ICQ, и обычный e-mail, и даже новинки вроде интеграции IP-телефонии с сайтом… Это – возможности.
Допустим, ваша компания занимается оказанием различных услуг населению, при этом её услуги пользуются спросом. Давайте рассмотрим вышеуказанные формы более подробно:
• Чат. Это общение в режиме реального времени. По-хорошему, если предоставлять клиенту возможность обратиться к сотрудникам компании в чате, для этого должен быть один выделенный сотрудник.
• Форум. Это общение не в режиме реального времени, то есть ответы на вопросы требуются, но не в течение секунд или минут с момента вопроса, а спустя более продолжительное время. Но и тянуть здесь не следует.
• Форма обратной связи. Заполненная на сайте форма может передать данные либо в CRM-систему (customer relations management), либо по-простому – по электронной почте выделенному сотруднику (или нескольким). Не подразумевает немедленного ответа.
• ICQ. В принципе, это тот же чат, только несколько иначе организованный. Если выводить на сайт информационный блок, сообщающий о наличии сотрудника с ICQ для общения с клиентами, нужно быть готовым к тому, что этот сотрудник должен быть освобождён от многих других дел.
• Обычная электронная почта. Не подразумевает немедленного ответа.
• IP-телефония. В зависимости от количества звонков – от одного выделенного сотрудника до целого call-центра, состоящего из нескольких, а то и нескольких десятков человек.
Теперь, если посчитать трудозатраты на поддержание вышеописанных возможностей, получаем чат – 1 человек, ICQ – 1 человек, электронная почта, форум, форма обратной связи – 1 человек, IP-телефония – минимум 1 человек. Итого: 4 человека. Есть у вас столько людей на интернет-системы связей с общественностью? Хорошо, если так, но не очень-то это и целесообразно, если, конечно, у вас не десятки и сотни ежедневно обращающихся к вам людей. Для решения же 95% вопросов вполне хватит формы обратной связи и электронной почты. Итого – 1 человек.
Интернет действительно предоставляет массу возможностей. Нужно только определить, какой из этих возможностей вы хотите воспользоваться. Одной. Ну, или двумя. Больше просто нецелесообразно экономически.
Миф 6. Ваш сайт может функционировать одновременно на разных языках.
Он, конечно, может, если сервер, на котором находится ваш сайт, соответствующим образом настроен. Но оно вам нужно? По своему опыту знаем, что зачастую даже при двух только языках – русском как основном и английском как дополнительном – очень быстро проходит первоначальный запал, и потом иноязычная версия начинает стремительно отставать по наполнению информацией от основной версии.
Кроме того, вы уверены в своём знании английского? Вы уверены, что ваша аудитория сможет прочитать и адекватно воспринять ваш английский? Скорее всего, нужно платить переводчику, причем не местному, с каким-нибудь педагогическим образованием, а тому, который живет в стране, где этот язык - родной. А если не только английский, но и немецкий, и, не приведи Господь, китайский или турецкий? Сколько вы будете платить переводчикам? И насколько трудоёмким будет ввод этой информации на сайт?..
Так что, в принципе – да, может. Но стоить это вам будет...
Миф 7. Кроме рекламной задачи, ваш сайт может быть интегрирован с документооборотом вашей фирмы.
Можете ли вы, например, предоставить вашим клиентам круглосуточный доступ к их счет-фактурам с помощью телевизора, газеты или объявления на заборе? Пока нет. Так что о каких преимуществах идет речь?..
Миф 8. Количество телезрителей, радиослушателей и читателей не растет такими большими темпами, как число пользователей интернета.
И чем больше пользователей интернета, тем больше в нём сайтов, и тем труднее найти из множества сайтов именно ваш. Вы готовы постоянно тратить деньги на развитие и рекламу своего сайта?.. А придётся...
Теперь несколько слов про раскрутку (продвижение) сайта.
Раскрутка сайта
1. Раскрутка любого сайта любой компании, если только это не сайт интернет-компании, осуществляется в первую очередь усилиями маркетинга компании и только во вторую - специалистов по интернет-рекламе. Почему? Потому что сайт компании суть часть её бизнеса и не должен рассматриваться в отрыве от такового.
Сколько бы интернетчики ни старались, при мёртвой тишине со стороны маркетинга или руководства компании им не удастся ничего сделать.
Как должна вестись любая рекламная кампания в интернете?..
Вначале создаётся информационный повод для рекламной кампании.
Это может быть новая акция, спонсирование того или иного мероприятия, совместная программа или просто розыгрыш призов на сайте / в офисе / по телефону / ... среди клиентов / посетителей / любой другой целевой группы.
Затем эту акцию компания начинает пиарить всеми мыслимыми и немыслимыми способами, включая и интернет. Во время акции на сайте компании должна быть полная информационная поддержка акции, то есть человек, зашедший на сайт, должен сразу и быстро получить информацию об акции, о компании, об услугах компании и вообще любую другу, логически связанную с тем, что он хотел увидеть.
Мораль: менеджмент компании должен думать о раскрутке компании, а интернет-менеджмент должен ему в этом помогать. Не наоборот.
2. Неотъемлемой частью любой раскрутки любого интернет-ресурса является наполнение этого ресурса контентом, то есть содержимым. Причем - текстовым. Повторяем - текстовым. Даже если у вас фотогалерея, вы всё равно должны забить сайт текстовой информацией по максимуму.
Если сайт является недружественным для поисковых систем или полностью динамическим, нужно озадачиться проблемой увеличения в интернете мест, в которых об этом сайте будет написано в контексте их бизнеса, то есть, например, в обзоре сталелитейных компаний будет указано про сайт "Северстали" - и это будет не только большим плюсом для поиска компании в интернете, но и резко повысит уровень доверия посетителей к компании и её бизнесу.
Мораль: больше текстов, хороших и разных - на сайте компании, на дружественных сайтах, в обзорах (пусть даже спонсируемых). Тексты должны писать специалисты; было бы наивно полагать, что интернетчики смогут написать грамотный текст про, скажем, производство йогуртов или промышленных нососов.
3. Компания должна жить вместе со своим сайтом. Если у сотрудников есть визитки, на них обязательно должен быть указан сайт компании и электронный адрес в домене этого сайта (пример: www.name.ru; email@name.ru). Если компания выпускает какую-либо сувенирную, печатную, графическую, виноводочную, любую другую продукцию, на ней всегда должен стоять адрес сайта. Если ваши сотрудники одеты в форменную одежду, ездят на компанейских автомобилях, озаботьтесь тем, чтобы на одежде и авто был адрес вашего сайта – крупными буквами.
Мораль: не бойтесь говорить / писать о сайте много, бойтесь говорить /писать о нём
мало.
Системы управления сайтом
Есть ещё один момент, на котором нам хочется заострить внимание – это выбор не разработчика, но способа разработки: сделать заказ какой-либо студии веб-разработки или же купить какую-нибудь популярную систему управления сайтом. Это дополнение к статье приобретает особую актуальность в связи со все более широким распространением одной из наиболее популярных платных систем управления сайтом – «Битрикс». Люди думают, что если есть такая система, то можно собрать сайт буквально из кубиков, не особо обременяя себя написанием концепции или же технического задания.
Да и действительно – нужен форум или форма обратной связи, значит, покупаем модули, ответственные за формы и за форум. Нужно продавать с сайта товар или же предлагать каталоги продукции – берем соответствующие модули и подключаем их, получая готовый сайт. И чего тут думать, когда ясные головы из «Битрикса» все уже за нас продумали!
Вот тут-то заказчики сайтов и ошибаются: мало иметь инструмент, даже мало иметь рядом специалиста, умеющего этим инструментом пользоваться. Надо иметь детальнейшим образом проработанный план того, что вам нужно сделать, чтобы из потраченных на инструмент и специалистов денег получилось то, что вам нужно, а не то, что придет в голову исполнителям.
Ладно ещё, если последние окажутся честными людьми и действительно профессионалами и сделают качественный продукт, а то ведь можно и на мошенников нарваться… Которых, кстати, такие системы как «Битрикс» привлекают как мед пчёл – в больших количествах. Именно потому, что можно собственный дилетантизм скрыть за вывеской хорошей системы управления сайтом.