Я занимаюсь Битриксом уже 4 года. Поэтому могу сказать, что вижу как приходят новые люди и как они интегрируются в нашу «экосистему». Сейчас у нас в отделе выстроена система обучения: после стажировки разработчик закрепляется за «боевым» проектом и остальная команда помогает ему выйти на соответствующий уровень.
Но есть и другая сторона — интеграция нового человека в сообщество Битрикс-разработчиков. О ней и поговорим в этой статье.
Теперь немного статистики: из 10 моих друзей битрикс-разработчиков в жизни комьюнити принимают участие только 3. И это включая меня. Да, я признаю, что делать выводы на основании такой выборки совсем неправильно, но за неимением лучшего…
Думаю, что при желании, администрация может взять привязку учётных записей пользователей к профилям партнёров. И посмотреть, какой процент сотрудников заходит и проявляет хоть какую то активность. Можно ведь?
Зачем? Очень просто: поскольку все сотрудники люди умные, решают задачи и работают с одним продуктом, а самое главное — имеют своё мнение по ряду вопросов, то можно прикинуть, какой процент фидбека мы недополучаем, но дело в том, что и они не получают ряд идей и наработок, которые «светятся» только в комьюнити.
Т.е. мы получим некую метрику, характеризующую текущую вовлечённость сотрудников в жизнь сообщества. По идее, у администрации должна быть цель её максимизации (есстественно, везде есть разумные пределы и идеала не будет), поскольку тогда будет максимальная взаимная выгода.
Какие бывают типы программистов Конечно можно понаписать тут всякого, но давайте ограничимся тезисом: разработчиков можно разделить на две группы — те у кого есть зуд первопроходимства и разработчики, которые знают что делать и не любят менять коней на переправе.
Первые используют модные сейчас методики в программировании, экспериментальные сборки и норовят попробовать сразу пяток новых технологий. Именно их можно назвать «партизанами». Но если вся эта бурная деятельность будет безконтрольной, то не факт, что бизнес-задачи заказчика будут решены (ой какое скучное слово, а где фан от кодинга?????). И да, таких людей мало и именно их пытаются заполучить те, кто осознаёт, как этот вектор можно направить в мирное русло.
Вторые отлично знают своё дело и именно они являются той «армией», что пишет тонны софта и занимается саппортом существующего. Именно они могут контролировать в себе желание «срыть к чертям и переписать на %модная сегодня технология%».
Зачем тут эта выдуманная из пальца классификация? Потому что у меня есть такое ощущение, что фидбек и активное участие в комьюнити характерно именно для «партизан». Хотя себя, например, я причисляю ко второй группе.
Т.е. мы получаем ситуацию когда малочисленная первая группа принимает все изменения и фичи мгновенно, а для второй группы этот момент отстоит во времени. Поэтому попробуем эту ситуацию изменить. Самое забавное, что у меня такое ощущение, что тут тоже работает закон 80/20.
Точки обмена опытом У нас есть два варианта: это разработчик который не знаком с Битриксом вообще и разработчик со стажем. В любом случае, среди партнёров методики сходны: стажировка, помощь в освоении и интеграция в одну из проектных команд. В случае с квалифицированным разработчиком время вхождения просто меньше.
Внутри компании или рабочей группы Нужно стараться на первых порах выделить значительное время у одного или нескольких разработчиков на «прокачивание» новенького. Что сюда может входить: — внутренние семинары и лекции (архитектура битрикса, практики разработки, итд) — учебные задания и их разбор с другими товарищами. — первые «боевые задачи»
Именно на этом этапе обучения и взаимодействия сотрудник «вливается» в коллектив. Но как правило на этом всё и заканчивается.
Форум Поскольку сотрудник сдаёт минимум или все тесты и его присоединяют к карточке партнёра, то он имеет учётную запись на форуме Битрикса.
Какие выгоды он может получить, если будет хоть изредка, но пробегаться по форуму: — даже если просто читать интересующие его темы, то будет рост осведомлённости и кругозора. Если столкнётся со сходной задачей, то уже будет знать подходы или где посмотреть. — Если сотрудник будет периодически отвечать на форуме или хотя бы в голове прикидывать как он бы решил эту задачу, то опять же будет рост компетенций.
Ну а самое главное, сейчас у Битрикса форумы достаточно хорошо структурированы и всегда можно выбрать один или несколько для более пристального внимания. Лично я начал сначала с просмотра и чтения веток в форумах «Управление сайтом», потом начал пробовать ответить на простые вопросы ну и так далее. Главное понимать, что зарплату вам платят не за сидение на форуме.
Пара советов по эффективной (я надеюсь) работе с форумом: — если возможно, то постарайтесь выделить определённое время (10-20 минут) на просмотр форума. Обычно это сразу поле обеда или моменты «тупления». У некоторых - утром пока не «проснулся».
— Если тема вам интересна, не нужно ходить 20 раз в нее — подпишитесь на обновления и прочитайте их все скопом вечером.
— настройте почтовые фильтры и перенаправляйте все письма с форума в отдельную папуку в обход «Входящих», так шквал обсуждения на форуме не будет вас отлекать от рабочей переписки.
— если есть желание ответить на технический вопрос, но решения сразу нет, то не стоит сидеть и «ломать голову» — подпишитесь на ветку и ответ узнате. С течением времени таких случаев будет становиться всё меньше и меньше.
— лучше дать один развёрнутый ответ с парой вариантов решения, чем написать в пяти темах «+1» или что нить в этом роде.
— не стоит отвечать, на темы где не ценят ваше время и стремление помочь: т.е. где нет ни описания попыток решения, ни пояснений о том что происходит и как воспроизводится ошибка или что нужно сделать. Телепаты в отпуске. Лучше попросить детализировать описание. Следующий отвечающий скажет вам спасибо.
— если предлагаете решение, то просите человека отписаться помогло оно или нет. Ведь часто подобные вещи случаются и у других и нужно знать какой был эффект.
— будьте вежливы.
Группы На сайте Битрикса часть обсуждений узкотематическая и для них созданы специальные группы - http://dev.1c-bitrix.ru/community/webdev/group/search/ Там пишут как обычные разработчики, так и сотрудники компании 1С-Битрикс.
Для них действуют всё те же правила, что и для форумов, поэтому я тут их дублировать не буду. А лучше приведу список групп, в которые, на мой взгляд, нужно обязательно вступить.
Примеры частных решений В этой группе публикуются варианты решения частных задач, с которыми обращаются в техподдержку. Сотрудники техподдержки пишут довольно регулярно. Иногда отписываются разработчики.
Пожелания к доработке 1C-Битрикс Название группы говорит само за себя. Если упёрлись в ограничение платформы или есть идея по её улучшению, то нужно написать в эту группу. Если у вас проблма, то есть шанс что там предложат альтернативное решение. Если это пожелание, то его вполне могут реализовать если оно будет признано «стоящим» и за него попросят и другие разработчики.
Ошибки системы Битрикс В этой группе описываются мелкие неточности, ошибки в системе, все, кроме критических багов. Так вы всегда будете знать о том, какие ошибки возможны и ещё не устранены. Если встретили ошибку, то нужно описать её в тикете для технической поддержки, а уже потом продублировать в этой группе если она подтвердилась.
Академия 1С-Битрикс выпускников Относительно молодая группа, основной целью участников и основателей которой стоит поднятие общего уровня квалификации. Как раз в рамках этой группы и написана эта статья Советы по разработке, слабодокументированные фичи и трюки, облегчающие жизнь разработчику.
Групп на самом деле гораздо больше, поэтому дальше уже каждый решает сам, что читать ещё.
Конференции и вебинары Нужно стараться их посещать и слушать, поскольку именно они приоткрывают завесу тайны над планами развития и новым функционалом.
На конференции не стесняйтесь задавать вопросы и общаться с разработчиками и представителями компании 1С-Битрикс. Это редкий случай, когда общение настолько интерактивное. Нужно этим пользоваться. Да и это отличная возможность познакомиться со своими коллегами.
Техническая поддержка И здесь тоже можно улучшить горизонтальные связи в коллективе. Достаточно написать с партнёрского аккаунта обращение, в котором перечислить логины своих сотрудников. Тогда все будут видеть обращения друг-друга. Это даёт следующий положительный эффект: — я с этой ошибкой не сталкивался, но я про неё слышал и могу всегда посмотреть детали;
— теперь ведущему разработчику легче отслеживать всё общение с технической поддержкой и в ряде случаев вносить свои уточнения;
—новенький сотрудник видит, что не он один задаёт вопросы саппорту и что это нормальный рабочий процесс, а самое главное - он может посмотреть стиль общения и манеру описания ситуации.
Заключение Я надеюсь, что эта статья поможет народу быстрее интегрироваться в наше дружное братство Битрикс-разработчиков. Мы достигли такого размера, что некий welcome-гайд должен быть. Это не окончательная версия, если есть что добавить - допро пожаловать в комментарии.
Мощное и целостное комьюнити — это самое большое достоинство платформы или технологии. Ведь работают с ней люди.
Что можно улучшить Я тут перечислю пару идей, которые пришли в голову пока писал этот материал
Релиз-нотисы от 1С-Битрикс в виде отдельного блога или группы Нужен отдельный блог с релиз-нотисами вышедшего функционала. Сейчас их рассылают в рассылке и их видно в описаниях системы обновлений но это не то. Нужно не только сухое описание со страницы http://www.1c-bitrix.ru/products/cms/versions.php но и хоть пара примеров или скриншотов. Так любой разработчик будет в курсе последних новинок. Подписавшись на обновления в этой группе. А уж в комментариях «комьюнити» сможет развернуться с вопросами. Обзорные статьи по ключевому функционалу это круто, но нет одной точки, где можно посмотреть краткое описание функционала в привязке к версиям и куда копать дальше.
Городские или областные USER GROUP Посмотрите сколько разработчиков живёт рядом с вами. http://dev.1c-bitrix.ru/community/webdev/search.php Распределение по основным городам следующее: Москва - 1834 Санкт-Петербург - 442 Новосибирск - 139 Киев - 270
1С-Битрикс ничего не мешает ввести должность «Евангелиста» и периодически устраивать или помогать сборами и техническими семинарами. Ну а уж собраться «пива попить» и познакомиться коллеги по цеху всегда смогут.
Отличная статья, Максим, но надо было в блог это скорее формат статьи все же. Вот откладывал ее чтение на досуг все.
Цитата
Максим Месилов пишет: Теперь немного статистики: из 10 моих друзей битрикс-разработчиков в жизни комьюнити принимают участие только 3. И это включая меня.
Двух знаю еще с "добитриксовских" времен своих. Никто тут не принимает участие, хотя оба очень хорошо знают систему и до сих пор работают с ней. Так что да, статистика печалит очень.
Цитата
Максим Месилов пишет: Потому что у меня есть такое ощущение, что фидбек и активное участие в комьюнити характерно именно для «партизан». Хотя себя, например, я причисляю ко второй группе.
Странно, отнес себя к обычной армии (хотя, нескромно скажу, стараюсь активно участвовать в комьюнити) По крайней мере я не рвусь изучать новые технологии, если у меня горит то, что надо делать обычным говнокодом. И не иду во вред денег и задач клиента.
Цитата
Максим Месилов пишет: Ну а самое главное, сейчас у Битрикса форумы достаточно хорошо структурированы и всегда можно выбрать один или несколько для более пристального внимания.
Хм, ровно обратного мнения, наш форум - бесконечная труба глупых тем за очень редкими исключениями. И это не укор, такова специфика "ресурса". Тут даже не существует правила "пользуйтесь поиском", потому что черт ногу сломит. Данная группа, наверное, первая серьезная попытка (судя по откликнувшимся коллегам) навести порядок в знаниях (знаниях сообщества, не оф.разделы).
Цитата
Максим Месилов пишет: Конференции и вебинары Нужно стараться их посещать и слушать, поскольку именно они приоткрывают завесу тайны над планами развития и новым функционалом.
Я конечно не могу судить за все регионы, может где-то это действительно дорого, но старайтесь все же летать на партнерки постоянно, обязательно выделяя на них денег, если не может компания (а если она плотно занимается Битриксом, то очень сильно намекните на командировку). Примите данные растраты как обязательные курсы Помимо очень позитивного общения, вы получите просто хороший заряд бодрости, встряску. Да и потом тут станет общаться проще с компанией Битрикс, потому что будете видеть живых людей, не серые аватарки ну сие верно, конечно, если вы решили остаться здесь надолго.
Зачем тут эта выдуманная из пальца классификация? Потому что у меня есть такое ощущение, что фидбек и активное участие в комьюнити характерно именно для «партизан». Хотя себя, например, я причисляю ко второй группе.
Думаю, эта классификация не совсем верная. Так, зачустую первопроходимцы:
а) имеют широкие, но не глубокие познания и б) быстро остывают к теме.
Стало быть, фидбек от них скорее можно ожидать в стиле
- ничего не понятно! - а как это использовать? - а вот надо было вот так!
Думаю, наиболее качественный фидбек можно ожидать от тех, чьи познания намного более глубоки. Они обычно не бросаются сразу же внедрять всё подряд, а всесторонне и неспешно изучают их ДО внедрения, оценивают все плюсы и риски.
Проблема одна - обычно это люди, на которых "держатся" отделы разработок, и на них навешано такое количество функций, что фидбек они могут давать разве что в виде "заковыристых" тикетов в службу техподдержки.
Так вот, сдаётся мне, что наиболее успешны в плане социальной активности (а заодно и в карьерном плане) как раз те, кто:
а) сочетает в себе "дух первопроходимства" (то есть держит себя в курсе) и при этом "контролирует в себе желание срыть всё к едрёной фене и переписать всё на ..." (то есть не внедряет всё подряд); б) занимается собственным визибилити: делает так, чтобы коллеги, начальство и сообщество знали о достижениях; в) имеет реальные глубокие знания возможностей продукта; г) наконец, умеет понять, как новые возможности могут помочь проекту и его заказчику - и умеет "продать" ему эти новые возможности, объяснить "на пальцах".
Вот эти-то люди и должны со временем становиться евангелистами. Эта хорошая практика достаточно сильно распространена. Дело в том, что технари обычно ОЧЕНЬ ПЛОХО проглатывают "маркетинговые заклинания" (мы своих технарей-стажёров даже специально учим фильтровать обильные речи менеджеров). Зато с большим интересом слушают тех, кто рассказывает две вещи:
- как их проекту станет лучше от новых фич; - и как объяснить менеджеру, что внедрение новых фич поможет и ему тоже.
Ну и если следовать предложенной Максимом линии поведения, то как раз можно либо просто существенно повысить свой уровень, либо (если заниматься Битриксом всерьёз, а не "с 9 до 18") стать одним из тех, на ком держится отдел разработки (и все будут знать, что держится-то он именно на вас). А там уже и до евангелиста Битрикс-сообщества недалеко.
Группы на сайте создаются не только сотрудниками «1С-Битрикс», но и партнерами компании. Поэтому мнения участников групп могут не совпадать с позицией компании «1С-Битрикс».