Хочу поделиться своим опытом поддержки клиентов на протяжении почти 7 лет (времени, когда саппорт стал постоянен), от радужного рассвета до черного заката.
Речь в статье не про проекты на поддержке (даже те, которые вы сами сделали), а поддержка ваших собственных решений. То бишь, модули, типовые сайты, и прочее. Хочу сразу сказать, что пост написан для российской действительности, когда нет сотен продаж ежедневно, как у какого-нибудь WP-плагина за 3 бакса в Штатах. В российской действительности клиент пока еще не платит массово, и начнет ли он платить когда-либо — вопрос. И да, написанное относится к студиям 1-5 человек, или к фрилансерам. Ну и конечно если их у вас хотя бы с десяток-другой, что собственно естественно — вы будете стремиться наращивать количество, думая, что это приведет и к росту денег.
Итак, все началось году в 2008, когда я стал выпускать первые модули под систему Битрикс. Благо, они были достаточно дорогие (3-5т.р., что по тем временам достаточно дорого для веб-софта). Когда пошли первые продажи, естественно, я был рад. Купили за 4т.р., потратили моего времени на 500р., 3.5т.р. ушло на окупаемость разработки. Кто-то вообще не обращался за саппортом, чистая выгода в 4т.р. ложилась в карман. Ляпота!
Спустя пару-тройку лет Битрикс запустил свой Маркетплейс, все ринулись делать решения за 100 руб. Я тоже. Не, ну а что? Потратил 4 часа, выпустил, глядишь за 50-100 покупок окупит, да и прибыль хорошую даст. Да и для конечного клиента не тянет это на бОльшие деньги. Спасибо Битрикс, что он поставил планку в 500 руб. несколько позже, но даже эта планка оказалась фатальной спустя несколько лет.
Что за негатив, и что такого произошло несколько лет спустя? А вот эти 500-рублевые клиенты накапливались, накапливались, накапливались, и потом стал происходить взрыв за взрывом. То в Битрикс выйдет нечто, под что надо пилить новую версию модуля, то сам банально что-то упустил в коде. Все бы ничего... но 500 рублей (которые, к тому же, были заплачены в прошлом) уже не рентабельны для вас. То есть тупо они могут убить вас, так как вы будете работать ниже прожиточного минимума своего (у каждого есть семья, счета, квартиры, машины, а может и кредиты). То есть, опускаться до дешевого труда банально невыгодно и опасно.
И вот тут то нас встречает зверь Support. Ты обязан, сынок. Ты продал это решение, дал свое обязательство оказать помощь. Ты должен прямо сейчас все бросить и помочь. Ну или спустя пару дней. Но завтра тебе еще один напишет, и ты ему тоже должен будешь помочь.
Резонно возразить «Сам виноват, раз писал плохой код». Так ладно бы плохой код. Давно бы постригся в монахи, стал бы поддерживать сайт прихода в каком-нибудь селе. Люди пишут в 90% случаев совершенно по проблеме меня не касающейся (либо задают вопросы, что тоже отнимает время). А вникнуть в проблему надо, отписать пути решения, или банально «простите, мой модуль не виноват» тоже надо. На все разборы полетов тратится драгоценное время. Да, клиент конечно потом пишет «Спасибо, Антон, извините меня», но деньги уже потрачены. И не 500 рублей, а 1-2 т.р. уже улетели в пересчете на ваш _текущий_ рейт.
Что происходит дальше? А дальше игла наркомана. Чтобы хоть как-то оплачивать текущий саппорт, я вынужден не снимать с продажи всю эту мелочь, получается, ком наращивается. Да и просто обидно — столько работал, а сейчас просто закрыть лавочку. Делать бесплатным — может и выход через несколько лет. Это, по крайней мере, очистит совесть.
Я вас не убедил? В пересчете на деньги я трачу 30-50 т.р. в месяц на саппорт. Я просто так выкидываю полтинник каждый месяц на поиски даже не своих ошибок. Это, черт подери, очень обидно. Это, черт подери, одна новая машина каждый год. Да, конечно, я не трачу именно деньги, но я давно приравнял час своей жизни к рублю по определенному курсу.
Какие варианты? Я бы предложил вам задуматься над пунктами ниже:
Не делать дешевые решения. Я описывал планку в 200-300 т.р. за решение на партнерке (смотреть видео). Делайте крутые решения, делайте бандлы мелких. Стремитесь к тому, чтобы одна продажа окупала сразу месяц труда специалиста начального уровня. В крайнем случае посадите его на поддержку.
Не делайте дешевые решения, я повторю. Даже в начале пути. Потом вас это убьет. Только если у вас не железная совесть, и вы не сможете послать всех нафик.
Продавайте саппорт. Если клиент обращается к вам, спросите активный ключ решения. Если он истек - отказывайте в помощи. Жестоко, но пропишите это в правилах пользования вашим товаром. Так вы хоть будете окупать поддержку, и индексировать стоимость саппорта (увеличивать стоимость продления).
А как же та планка в 3-5 т.р. за модуль? Можно их делать, но, вы же понимаете, что функционал должен быть интересен клиенту. А это либо крутая идея, которая все равно прогорит рано или поздно, либо постоянные доделки. Мое мнение, что это еле-еле окупит разработку. Проще заниматься обычной коммерческой разработкой для клиентов. Или делать стартапы.
К сожалению, иных вариантов выживать на этом российском рынке я не вижу.
Шашалевич Станислав, если вы не прочитали мой пост внимательно, зачем мне вам отвечать? Подсказка: абзац про иглу наркомана. Подсказка для незнающего основы экономики: повышение цены на _данный_ продукт снизит _выручку_, и я уйду в минуса. Так доходчивее?
А вообще вы очень молоды. Вернитесь сюда через 5 лет и прочитайте. Серьезно.
Олляк Дмитрий написал: Эту беду прекрасно решает платная поддержка. Я бы платил. Битрикс же продает продление лицензии и вроде неплохо себя чувствует
Я про это написал как в варианте решения. Но у Битрикса нет отзывов на сайте какой Битрикс плохой. А у вас - есть. Клиент пойдет и нагадит в карточке решения, потому что вы ему отказали в ответе из-за отсутствия продления. В чем-то он будет прав.
Емельянов Сергей написал: У нас КЛАДР стоит 5500 не потому, что я такой жадный, а потому, что 100% понадобится помощь в настройке оного.
Долганин Антон написал: Серж, Кладр за 5к справедливо, но статус Робокассы за 3к - нет.
Немного не так выразился. Ты (да и я тоже, не спорю) делаешь утверждения, которые не проверил. Что лучше 10 покупок по 3 к, или 30 по 1.2к? Вроде и выручка больше получилась, да еще и апдейты могут купить. А если завтра Битрикс поломает твою работу? Придется каждого клиента обслужить? Ну напишут тебе все разом. То ли бы 10 написало, то ли все 30 разом напишут. Вроде и выручка растет, но и фидбек тоже (как не пиши инструкции!).
Это очень сложно на самом деле, вот вся эта муть, тут нужен хороший маркетолог с расчетами, а не просто "а пусть будет 1к стоить". И все эти расчеты и вопросы, и риски, сводят на нет всю рентабельность данного рынка. Почему и говорю - либо очень дорогие вещи продавать, либо проще сайтики клепать (если уж вам нравится Веб).
Долганин Антон написал: Подсказка для незнающего основы экономики
Всегда вызывает удивление и умиление, как много знающих экономику в блоге разработчиков. Скорее всего люди боги путают. Да и вы, насколько я помню, с феноминальными знаниями экономики отказались от своей студии и позиционируете себя как качественного разработчика, а не как хорошего экономиста))
Долганин Антон написал: Подсказка для незнающего основы экономики: повышение цены на _данный_ продукт снизит _выручку_, и я уйду в минуса. Так доходчивее?
Посдказка от "плохого" экономиста Миши Токовинина: ребята, увеличивайте цены! Такую же подсказку лично нам говорил "плохой" экономист Сергей Рыжиков.
У вас экономика еще из советских книжек. Почитайте Левитаса, например. Нам помогло. Может и вам поможет.
А вообще весь наш предыдущий опыт значительного повышения цен(3 раза за год) говорит, что продажи нисколько не упали, а даже выросли. Ну и прибыль соответственно. Но это не говорит о том, что надо тупо повышать цену и ничего не делать. Нужно развивать решение, следить за ним и делать еще лучше и качественнее. Чтобы люди осознавали за что платят деньги.
Лично мне интереснее у партнера купить решение за 10 тыс руб, чем за 1000. Мне ведь 50%. А вы своими низкими ценами лишаете меня бабок. Но у каждого свой выбор)
Долганин Антон написал: А вообще вы очень молоды. Вернитесь сюда через 5 лет и прочитайте. Серьезно.
Причем здесь молодость вообще? Какая-то непонятная отмазка.
А насчет платной тех. поддержки, то тех. поддержка уже должна быть вложена в стоимость решения. Продаешь решение - учитывай в цене и тех. поддержку.
Станислав, вы мне не нравитесь и как человек и как разработчик. Что-то строите из себя постоянно (то мученика, то спеца). Но судить вас оставлю на волю жизни.
Не пишите под моими постами больше, не обессудьте уж.
Коваленко Алексей написал: а кстати прикольно мысли различаются на разных ресурсах
Жаль тут беседы не получилось. Тоже были интересные мысли у коллег. Добавляйтесь в друзья, продолжим диалог. Потом дополню пост чем-то интересным возможно.
Лично я был бы рад прочитать этот пост два года назад и изменить что-то. Ну хотя бы год. Как раз примерно тогда все стопорнулось и непонятно стало буксовать. Рискую предположить, что буксовать начнет каждый на том или ином объеме своем.
По крайней мере историями успеха (свыше 3-5 лет) никто не спешит делиться
Разбить поддержку на уровни SLA: активная поддержка (купил сейчас), нужна консультация (думает покупать или нет), неактивная поддержка (купил ранее и не продлил), вендор виноват (ошибки в программе и переделки под новую идеологию маркетплейс), стоимость решения (бесплатное или платное). И ещё при создание SLA думаем о наших мечтах, что решений суммарно будет продаваться более 1000 штук.
Теперь пример, как можно реагировать. Внутри себя говорим: вендор виноват (Исправляем, если падают продажи. Или так, исправляем, если обращений в тех.поддержку будет равно 3. Или так, исправляем, когда будет новая версия 1С-Битрикс. Или так, уровень поддержки активен, то исправляем). Принятие решения зависит от наших уровней поддержки. Также, важна личность того, кто сидит на тех.поддержки. Очень важный фактор.
Расставляем таймауты тех.поддержки, делаем справку, подготавливаем фак, видео учебное по решению и так далее.
Главное сделать полноценные регуляторы, позволяющие вам в пики критических нагрузок не пострадать. И жётский регламент ответов. Видим, что человек спрашивает, как поставить отправляем в српавку. Спрашивает про настройки в справку. Видим, что не оплатил поддержку, говорим купи её, а потом поговорим, а так жди исправлений в штатном режиме. В лицензии можем ограничивать срок действия нашей тех. поддержки в течение года. Дальше её продавать.
У нас должен сформироваться разумный набор регуляторов тех.поддержки. То, есть придаём тех.поддержке более формальный ранг.
Рекомендую посмотреть на тех.поддержку самого 1С-Битрикса, на тех.поддержку гугла.,тех. поддержку яндекс. Какие-то идеи нужно брать у них, но не все, так как у них денег больше.
Группы на сайте создаются не только сотрудниками «1С-Битрикс», но и партнерами компании. Поэтому мнения участников групп могут не совпадать с позицией компании «1С-Битрикс».