Зашел у нас тут спор на тему тенденций, и появился такой текст
С каждым годом как-то сильно меняется мой взгляд на другие технологические продукты: машины, самолеты, вооружения...
Очень интересно смотреть Discovery, например, историю развития вооружений, или рейтинг танков.
Имеют место общие тенденции в стратегии развития разных технологических продуктов.
Очень любопытно это отслеживается на автомобилях.
У меня первая машина была VW Passat 89 года. Простая машина, даже мне было понятно, как она работает.
Сделать ее могли в любой мастерской. Мастер для нее обучался пару недель, я полагаю. Карбюраторный двигатель, фильтры, свечи... Если не заводится - то нет топлива, или нет искры, или нет воздуха
Машина общалась с водителем только на тему наличия бензина, температуры двигателя и еще пары мелочей.
Технический специалист на сервисе никакой информации не получал из системы диагностики автомобиля, ее просто не было.
За 20 лет все изменилось принципиально и не только в технологии производства.
Сегодня у меня Audi A6. В машине почти нет проводов, все в оптике. Управление всем через встроенный компьютер.
Машины диагностирует все что только возможно: тормозные колодки, лампочки, двигатель, ремни, ошибки....
Инженер в сервисном центре без компа к машине не подходит. Обучается специалист только в сертифицированном учебном центре.
Инженер начинает ремонт с подключения к автомобилю, и в нем же отмечает, что сделал очередной тех осмотр.
Зачем в нем отмечает? Потому что машина считает за водителя, сколько еще можно проехать без визита в сервис, когда и что нужно менять.
Приблизительно? Конечно. Опытный водитель сам бы это мог сделать существенно точнее. Но опытных водителей уже 1%, а 99% - это обычные потребители вроде меня.
И такая система позволяет сделать вождение более безопасным.
Но производитель автомобиля решает еще одну проблему. Он делает более качественным сервис, частично снимая зависимость обслуживания от образования механика.
Хотя бывают курьезы, в результате развития такой системы
Я заехал сервисный центр, потому что машина стала показывать, что лампочка заднего тормоза отходит, то горит, то нет. Типа контакт отошел, решил я.
Инженер подключился к машине, посмотрел... Да говорит, нужно менять всю фару
"Давай, говорю, поменяем всю машину, раз лампочка перегорела"
"Нет, вы не поняли, там микросхема, она глючит, мы можем заменить ее только целиком."
Я не поверил конечно, и правильно сделал. Мой приятель, перегонщик, (специалист по старому говоря) не нашел там никакой микросхемы, зачистил контакт, который отходил и все в порядке.
Но факт в том - что инженер на сервисе уже и думать не умеет. Более того, у него нет такой процедуры как "зачистить контакт лампочки" в программе учета ремонтов.
На самом деле присутствуют две разнонаправленные тенденции:
1. постоянное упрощение устройства в управлении и обслуживании для клиента. Исключение головы из процесса.
2. формализация и упрощение процедур технического обслуживания, зачастую за счет полной замены элементов. Исключение головы из процесса.
В результате, машины становятся более простыми в управлении при существенном внутреннем усложнении и общается непосредственно с водителем машины.
Производитель же понимает, что водитель не понимает, что нужно делать сервис, что тормоза стачиваются, что масло надо менять.
Ездит и ездит, ну и отлично.
На старых машинах бывали случаи, когда девочки приезжали в сервис, а масла уже вообще нет, тормоза стерли диски... ну и так далее.
Самым гениальным в этом смысле я считаю отметку, сколько осталось до сервиса в днях или километрах. У меня она появляется каждый раз после запуска двигателя и исчезает через 30 секунд.
Но и сервисные центры существенно изменились. Там тоже бывают такие "мастера"...
И тут тоже все стараются формализовать, автоматизировать, даже если это ведет к отключению сознания мастера
И для контроля сервис центра после каждого визита мне обязательно перезванивает Audi головной (им уже настучали, что я был на сервисе) и спрашивает, как меня обслужили, мне улыбались, все ли заменили...
Представляю, если бы у меня был Audi FrameWork, кузов натянули в Калининградской мастерской по моим эскизам, а скоростной режим и курсовую устойчивость настроили в Москве, так как ребята понимают этот вопрос...